И тогда зрители подпевают артистам
Как все-таки точно угадали организаторы Всероссийского фестиваля Андрея Петрова с названием концерта в Мурманской областной филармонии! Тот день выдался в столице Заполярья почти ненастным, с сильным снегопадом. А музыкальная программа называлась поистине пророчески - «У природы нет плохой погоды».
Именно с этой песни Андрея Петрова на стихи Эльдара Рязанова и началось выступление питерских музыкантов под кадры из кинофильма «Служебный роман», демонстрировавшиеся на большом экране за сценой.
Море Петрова
В четырнадцатый раз фестиваль Андрея Петрова колесит по стране. На этот раз преимущественно по Сибири - Тюмень, Тобольск, Томск, Кемерово... В Мурманск он добрался впервые, а от нас рванет самолетом в Сургут.
Любопытно, что в каждом городе музыканты показывают новую программу. Творческое наследие Андрея Петрова настолько обширно, что добиваться разнообразия легко. В океане советской музыки это отдельное море, огромное - берегов не видать. Симфонические и камерные произведения, балеты, оперы, эстрадные песни. Ну и, конечно, киномузыка, начиная с самого первого его фильма «Человек-амфибия» (1961 год), где молодой композитор покуролесил - записал первый на отечественной эстраде рок-н-ролл «Эй, моряк, ты слишком долго плавал!». И этот ретрошлягер тоже прозвучал на концерте за полярным кругом, потому что нам повезло услышать программу, полностью посвященную работам Андрея Петрова в кинематографе.
У отца на коленях
Вместе с музыкантами в Мурманск приехала художественный руководитель Фонда Андрея Петрова дочь композитора Ольга Петрова. Примечательно, что Ольга Андреевна тоже композитор и когда-то была даже соавтором отца в некоторых произведениях. Но ваш корреспондент задал этой мягкой интеллигентной женщине очень личный вопрос: помнит ли она, как в детстве сидела у отца на коленях?
- Да-да! И с каждым днем все чаще вспоминаю... Папа был в музыке неисправимым романтиком, а в быту очень мягким человеком. Нам с мамой, а ей уже за девяносто, очень его не хватает...
Вел концерт исполнительный директор фонда Евгений Завьялов, а музыкальный руководитель фонда Александр Богачев привез к нам питерский ансамбль в составе Анны Шаброновой (флейта), Дмитрия Соколова (гитара), Петра Гогитидзе (бас-гитара) и Александра Соколова (ударные). Сам же Богачев играл в квинтете на фортепьяно и, к слову, отозвался о нашем «Стейнвее» очень высоко:
- Нигде в семи городах, где мы уже побывали, нет в филармониях такого выдающегося инструмента!
Главную же роль взяли на себя вокалисты - сопрано Елена Газаева и баритон Эдуард Хиль-младший, внук того самого Эдуарда Хиля из нашей юности.
Певучие гены
Младший Хиль хорош! Когда он запел, например, самую мурманскую из песен Петрова - «Песню о друге» из фильма «Путь к причалу», - стали до боли узнаваемыми интонации и тембры знаменитого деда. Классической считается версия первого исполнителя в фильме - киноактера Валентина Никулина, но за право записать эту вещь на грампластинку боролись двое народных (в будущем) артистов России - Эдуард Хиль и Олег Анофриев. Петров выбрал Хиля, тогда еще не «старшего», но - единственного.
А вот песня «Голубые города» из полузабытого кинофильма «Два воскресенья» пережила кинопленку. И тут уж Эдуард Хиль по-настоящему первый исполнитель. Он пел ее в фильме за кадром.
Каково же было услыхать эту песню в живом исполнении! И Хиль-младший снова не подкачал. Старший оказался великолепным ориентиром.
- Это, видимо, гены дедовы сказались... - скромно заметил мне после концерта певец, привыкший, наверное, к подобным сравнениям.
Бывает все на сцене хорошо!
Женскую составляющую киномузыки Андрея Петрова взяла на себя заслуженная артистка Северной Осетии-Алании Елена Газаева. Особенно, на мой слух, удались певице композиции «Это было у моря» на стихи Игоря Северянина из кинофильма «Ключ от спальни» и все женские романсы из фильма «Жестокий романс».
Когда зазвучало знаменитое «А напоследок я скажу...» на стихи Беллы Ахмадулиной, на авансцену к певице вышел гитарист Дмитрий Соколов и тонко подыграл ей на шестиструнном инструменте. Правда, потом за кулисами музыкант сокрушался, что не взял с собой из Питера акустическую гитару и был вынужден исполнять инструментальную партию на электрическом «Фендере». Что ж, мастеру виднее, хотя на впечатлении от номера это, пожалуй, не сказалось.
Но апофеозом концерта, для которого всегда приберегают самые ударные вещи, стали дуэты певца и певицы. На экране за сценой - кадры из кинофильма «Я шагаю по Москве», а на сцене сначала инструментальный квинтет сыграл лирический вальс «Под дождем» (помните, девушка босиком идет под ливнем, а юноша с зонтиком крутится вокруг на велосипеде?), а затем прозвучала и сама одноименная с фильмом песня на два хороших голоса - Елены Газаевой и Эдуарда Хиля-младшего:
- Быва-ает все на свете хорошо!
И конечно, наши земляки не удержались. А вы сами попробуйте удержаться в столь приподнятой атмосфере, как та, что царила в тот вечер в областной филармонии! Зрители стали подхватывать:
- В чем де-ело, сразу не поймешь...
Любопытная подробность: как сообщил со сцены ведущий, несколько поклонников Андрея Петрова приехали на концерт в Мурманске аж из Питера. Но в тот вечер здесь все являлись его поклонниками. Дважды исполнителям пришлось бисировать, были овации, были цветы. Хотя, возможно, самым красноречивым знаком признательности любимому композитору и, конечно, артистам стал набитый под завязку зал.
- Я впервые в Мурманске и очень боялась, - призналась мне Ольга Петрова. - Как примут музыку папы? Не забыли ли?
Не волнуйтесь, Ольга Андреевна. Север не забыл и по-прежнему любит композитора Петрова. Как там поется в его песне о друге? «Его не надо просить ни о чем, с ним не страшна беда...»