На сцене Мурманской областной филармонии прозвучала стеклянная арфа
Культурную программу новогодних праздников трудно вообразить без «Щелкунчика», который представлен на любой вкус и цвет. Так, в Мурманск в январе привезли ледовое шоу, балет, но, пожалуй, самым оригинальным форматом стало оформление любимой сказки в музыкальный концерт со стеклянной арфой. Звучала она под руками музыканта из северной столицы Александра Лемешева в сопровождении струнных инструментов солистов Мурманской областной филармонии.
Стеклянная арфа представляет собой стеклянные и хрустальные бокалы разного размера. Если прикоснуться к ним смоченными в воде пальцами, то извлекаются разные ноты.
«30 бокалов дают диапазон в 2,5 октавы. Это минимальный набор, чтобы можно было играть серьезную музыку. Внешне бокалы кажутся одинаковыми, но даже у тех, что одного размера и были созданы на одном заводе, может быть разной толщины стекло, что дает разное звучание. Чем тоньше стекло, тем более низкая нота получается, чем толще – тем более высокая», - рассказывает Александр Лемешев.
Все элементы стеклянной арфы он тщательно подбирает, буквально слушая каждый бокал. Самое важное, по словам музыканта, это то, как выдувалось стекло – насколько ровным оно получилось. Затем бокалы крепятся на общую платформу. Как объясняет Александр, иногда какие-то из них заменяются, бывает, что и выходят из строя. Но если обращаться с арфой аккуратно, то она спокойно путешествует вместе с владельцем по всей России. Например, перед тем, как прозвучать в стенах Мурманской областной филармонии, «Хрустальный Щелкунчик» в новогодние праздничные дни услышали в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске и Калининграде. Александр перевозит стеклянную арфу в специальных чемоданах и только в ручной клади. К слову, вопрос, не бьются ли бокалы, один из самых частых, что он слышит от слушателей и журналистов.
Знакомые стараются не дарить Александру бокалы или фужеры, ведь понимают, что они могут не подойти для инструмента.
Фото: Мария ПАШЕНКОВА. Перейти в Фотобанк КП
«Сейчас идет эксперимент – по моей просьбе и инициативе знакомого, который захотел помочь, на заводе изготавливают специальный инструмент. Он рождается методом проб и ошибок, есть много тонкостей, например, выдувка из разных трубок. Это тот случай, когда нужны и руки стеклодува, и уши музыканта», - объясняет Александр Лемешев.
Сказать, что бокалы какого-то определенного производителя или созданные в конкретной стране лучше для формирования стеклянной арфы, нельзя. Так, хрусталь, конечно, звучит богаче, но, по словам музыканта, имеет больше призвуков – обертонов, и играть на нем сложнее. Поэтому часто исполнитель ищет золотую середину – обычно ее эталоном является богемское стекло. Знакомые стараются не дарить Александру бокалы или фужеры, ведь понимают, что они могут не подойти для инструмента.
По образованию Александр – гитарист, но однажды, услышав стеклянную арфу, оказался ей очарован. Постигать мастерство игры на ней пришлось самостоятельно – в музыкальных школах или академиях этому не учат.
«Систематизированной школы игры пока нет. У меня есть много накопленных знаний, может, когда-то это будет необходимо и полезно и я будут преподавать, но пока я очень загружен концертами», - рассказывает наш собеседник.
Стеклянная арфа в Мурманске не случайно звучала со струнными инструментами – Александр считает, что это одно из самых удачных сочетаний. При этом в его практике было совмещение арфы и с терменвоксом, и с органом.
«Ее несложно совмещать с другими инструментами, думаю, духовые инструменты сложнее синхронизировать со смычковыми. Звук в стеклянной арфе зарождается сразу, даже раньше, чем у струнных. Очень интересно она сочетается с голосом. У итальянского композитора Гаэтано Доницетти в «Лючия ди Ламмермур» есть сцена сумасшествия, где совмещена арфа с колоратурным сопрано. Я искал аутентичные ноты, партитуру, и теперь иногда исполняю ее с разными певицами», - рассказывает музыкант.
Его «Хрустальный Щелкунчик» выделяется на фоне других культурных событий на данную тему не только присутствием стеклянной арфы. Во время концерта звучат фрагменты из сказки Гофмана (в Мурманске – в исполнении Екатерины Ефремовой), что позволяет слушателям, особенно юным, лучше понимать, что происходит на сцене.
«Концерт предназначен, в первую очередь, для детей, но он становится образовательным мероприятием и для взрослых. Когда все происходящее интересно и понятно, хочется посмотреть еще. Думаю, мы создаем предпосылки для появления в стране нового поколения музыкально образованных, воспитанных, интересующихся академической и классической музыкой зрителей. Музыка всегда делает человека живым, думающим, чувствующим. Это особенно важно в такие трудные для нашей страны времена, как сейчас. Недавно мы приезжали с коллегой-органистом Даниэлем Зарецким в Белгород, и кто-то из зрителей сказал: «Спасибо вам большое, ваша музыка нам нужна, чтобы не сойти с ума». И в этом - важная миссия всей музыки», - рассуждает Александр Лемешев.
Мария ПАШЕНКОВА
"Комсомольская правда"