г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.3

Александр Лемешев: В трудные времена музыка помогает не сойти с ума

На сцене Мурманской областной филармонии прозвучала стеклянная арфа

Культурную программу новогодних праздников трудно вообразить без «Щелкунчика», который представлен на любой вкус и цвет. Так, в Мурманск в январе привезли ледовое шоу, балет, но, пожалуй, самым оригинальным форматом стало оформление любимой сказки в музыкальный концерт со стеклянной арфой. Звучала она под руками музыканта из северной столицы Александра Лемешева в сопровождении струнных инструментов солистов Мурманской областной филармонии.

Стеклянная арфа представляет собой стеклянные и хрустальные бокалы разного размера. Если прикоснуться к ним смоченными в воде пальцами, то извлекаются разные ноты.

«30 бокалов дают диапазон в 2,5 октавы. Это минимальный набор, чтобы можно было играть серьезную музыку. Внешне бокалы кажутся одинаковыми, но даже у тех, что одного размера и были созданы на одном заводе, может быть разной толщины стекло, что дает разное звучание. Чем тоньше стекло, тем более низкая нота получается, чем толще – тем более высокая», - рассказывает Александр Лемешев.

Все элементы стеклянной арфы он тщательно подбирает, буквально слушая каждый бокал. Самое важное, по словам музыканта, это то, как выдувалось стекло – насколько ровным оно получилось. Затем бокалы крепятся на общую платформу. Как объясняет Александр, иногда какие-то из них заменяются, бывает, что и выходят из строя. Но если обращаться с арфой аккуратно, то она спокойно путешествует вместе с владельцем по всей России. Например, перед тем, как прозвучать в стенах Мурманской областной филармонии, «Хрустальный Щелкунчик» в новогодние праздничные дни услышали в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске и Калининграде. Александр перевозит стеклянную арфу в специальных чемоданах и только в ручной клади. К слову, вопрос, не бьются ли бокалы, один из самых частых, что он слышит от слушателей и журналистов.

Знакомые стараются не дарить Александру бокалы или фужеры, ведь понимают, что они могут не подойти для инструмента.
Знакомые стараются не дарить Александру бокалы или фужеры, ведь понимают, что они могут не подойти для инструмента.

Фото: Мария ПАШЕНКОВА. Перейти в Фотобанк КП

«Сейчас идет эксперимент – по моей просьбе и инициативе знакомого, который захотел помочь, на заводе изготавливают специальный инструмент. Он рождается методом проб и ошибок, есть много тонкостей, например, выдувка из разных трубок. Это тот случай, когда нужны и руки стеклодува, и уши музыканта», - объясняет Александр Лемешев.

Сказать, что бокалы какого-то определенного производителя или созданные в конкретной стране лучше для формирования стеклянной арфы, нельзя. Так, хрусталь, конечно, звучит богаче, но, по словам музыканта, имеет больше призвуков – обертонов, и играть на нем сложнее. Поэтому часто исполнитель ищет золотую середину – обычно ее эталоном является богемское стекло. Знакомые стараются не дарить Александру бокалы или фужеры, ведь понимают, что они могут не подойти для инструмента.

По образованию Александр – гитарист, но однажды, услышав стеклянную арфу, оказался ей очарован. Постигать мастерство игры на ней пришлось самостоятельно – в музыкальных школах или академиях этому не учат.

«Систематизированной школы игры пока нет. У меня есть много накопленных знаний, может, когда-то это будет необходимо и полезно и я будут преподавать, но пока я очень загружен концертами», - рассказывает наш собеседник.

Стеклянная арфа в Мурманске не случайно звучала со струнными инструментами – Александр считает, что это одно из самых удачных сочетаний. При этом в его практике было совмещение арфы и с терменвоксом, и с органом.

Во время концерта звучат фрагменты из сказки Гофмана (в Мурманске – в исполнении Екатерины Ефремовой), что позволяет слушателям, особенно юным, лучше понимать, что происходит на сцене.

«Ее несложно совмещать с другими инструментами, думаю, духовые инструменты сложнее синхронизировать со смычковыми. Звук в стеклянной арфе зарождается сразу, даже раньше, чем у струнных. Очень интересно она сочетается с голосом. У итальянского композитора Гаэтано Доницетти в «Лючия ди Ламмермур» есть сцена сумасшествия, где совмещена арфа с колоратурным сопрано. Я искал аутентичные ноты, партитуру, и теперь иногда исполняю ее с разными певицами», - рассказывает музыкант.

Его «Хрустальный Щелкунчик» выделяется на фоне других культурных событий на данную тему не только присутствием стеклянной арфы. Во время концерта звучат фрагменты из сказки Гофмана (в Мурманске – в исполнении Екатерины Ефремовой), что позволяет слушателям, особенно юным, лучше понимать, что происходит на сцене.

«Концерт предназначен, в первую очередь, для детей, но он становится образовательным мероприятием и для взрослых. Когда все происходящее интересно и понятно, хочется посмотреть еще. Думаю, мы создаем предпосылки для появления в стране нового поколения музыкально образованных, воспитанных, интересующихся академической и классической музыкой зрителей. Музыка всегда делает человека живым, думающим, чувствующим. Это особенно важно в такие трудные для нашей страны времена, как сейчас. Недавно мы приезжали с коллегой-органистом Даниэлем Зарецким в Белгород, и кто-то из зрителей сказал: «Спасибо вам большое, ваша музыка нам нужна, чтобы не сойти с ума». И в этом - важная миссия всей музыки», - рассуждает Александр Лемешев.


Мария ПАШЕНКОВА

"Комсомольская правда"

по пушкинской карте
г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.3
Купить билет