В четвертый раз за последние шесть лет приехал на Кольский полуостров камерный струнный ансамбль «Солисты Москвы» с главным дирижером, прославленным альтистом Юрием Башметом. На этот раз в программе концерта в Мурманской филармонии были «Времена года» Вивальди, Чайковский, Моцарт, Прокофьев. И, как и три предыдущих раза, зал был полон до последнего места. Кстати, спрашивать, нет ли лишнего билетика, было бесполезно еще месяц назад.
«Под музыку Вивальди»
Не так часто удается послушать полностью и живьем, а не в грамзаписи, все четыре части вивальдиевских «Времен года» - концерты «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Причем каждая часть предварялась, как и было задумано композитором, стихотворным сонетом из XVIII века. На записи такого практически не бывает.
Другой особенностью исполнения стал стоявший на сцене сразу же за дирижерским пультом современный электронный синтезатор «Роланд». К чему бы он? Оказывается, выполнял роль старинного клавесина, имитируя его звук один к одному.
- Вивальди не писал пьес отдельно для клавесина, - пояснила мне после концерта клавесинистка Александра Коренева, - но зато постоянно использовал этот инструмент в своих оркестровках. Оригинальный клавесин сегодня очень редок и дорог, поэтому на гастроли мы и берем синтезатор. Можно, конечно, подменить партию клавесина партией дополнительной виолончели, что часто и делают... Но класс уже будет не тот!
Все это волей-неволей навевало всем знакомое:
Под музыку Вивальди,
под славный клавесин,
Под скрипок переливы,
под завыванье вьюги
Условимся друг друга
любить что было сил...
Были и скрипки, и клавесин, и легкая, почти невесомая вьюга на улице. Стоял волшебный вечер в Мурманске, и сотни людей в большом зале филармонии словно договаривались любить друг друга.
Без пауз на аплодисменты
Все первое отделение концерта было отдано «Временам года». Юрий Башмет дирижировал сидя, но его музыканты недаром именуют себя солистами. Прямо из струнного оркестра по очереди выходили на авансцену четверо скрипачей (по одному на каждую из частей «Времен») - Ольга Колгатина, Арина Шевлякова, Андрей Поскробко, Михаил Ашуров - и показывали виртуозную игру. Особенно ярко прозвучали разделы «Летняя гроза» из «Лета» и «Сильный ветер» из «Зимы». Потому, быть может, что часто звучат по радио и телевидению и потому невольно заставляют внутренне встрепенуться, вслушаться.
А вот после антракта на передний план вышла молоденькая скрипачка Валерия Абрамова из Всероссийского юношеского симфонического оркестра, которым также руководит Юрий Башмет. Молоденькая-то молоденькая, но уже лауреат нескольких международных конкурсов. Валерия в блестящем стиле исполнила отрывок из балета Чайковского «Лебединое озеро», а именно «Русский танец». И если крики «браво!» слышались еще до антракта, то теперь они превратились во всеобщий гул.
Далее пошли менее знакомые широкому слушателю номера. Три дивертисмента Моцарта (№ 1, 2, 3) и три избранные «Мимолетности» Сергея Прокофьева. И с этими «Мимолетностями» в зале случилась легкая заминка.
В середине выступления зал, подумав, что произведение закончилось, зааплодировал. Но маэстро Башмет, повернувшись к зрителям, улыбнулся, сам похлопал в ладоши и сразу продолжил дирижировать. Перед второй серией «Мимолетностей» диктору пришлось даже объявлять, что исполнение идет без пауз на аплодисменты...
Негласный договор
Бисировать «Солистам Москвы» пришлось три раза. Зал стоя требовал продолжения музыкального пиршества, и в конце концов Юрий Башмет, чтобы снизить накал страстей, просто исполнил со своим ансамблем некое шуточно-праздничное попурри из цыганщины и венгерщины в стиле Брамса.
После концерта цветов было в руках музыкантов немеряно. Кто-то уносил со сцены скромную хризантему, а кто-то нескромную корзину роз. Впрочем, удивляться нечему. Ведь еще под музыку Вивальди зрители как бы негласно договорились любить весь свет и друг друга.
Опубликовано: Мурманский вестник от 03.11.2023