г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.3

«Счастливый жребий» Окуджавы прозвучал в Мурманской областной филармонии

09 мая, 2023 14:19 | Лента новостей | Борисов Александр

Сегодня День Победы. А еще в этот день, 9 мая 1924 года родился Булат Окуджава – поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист.
 
После дождичка небеса просторны,
голубей вода, зеленее медь.
В городском саду флейты да валторны,
капельмейстеру хочется взлететь.
 
Ах, как помнятся прежние оркестры,
не военные, а из мирных лет!
Расплескалася в улочках окрестных
та мелодия, а поющих нет.
 
Это строки из песни «Счастливый жребий», и именно так называлась программа (6+), посвященная Булату Окуджаве, которая прозвучала вечером 8 мая в концертном зале областной филармонии ко Дню Победы. Лирические произведения, комические зарисовки и, конечно же, военные песни фронтовика, а также – декламация главы «Колокольчик – дар Валдая» из автобиографичной книги «Будь здоров, школяр!» (12+).
 
Чудом уцелевший в сталинских репрессиях 30-х годов (его отца расстреляли, а мать на долгие годы отправили в лагеря) семнадцатилетний сын «врагов народа» полгода обивал порог военкомата, добиваясь досрочного призыва в армию. После достижения восемнадцатилетия, в августе 1942 года он был направлен в 10-й отдельный запасной минометный дивизион. Два месяца проходил подготовку на Закавказском фронте, после чего в октябре был направлен минометчиком в кавалерийский полк 5-го гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса. А уже в декабре этого года был ранен под Моздоком.
 
После выздоровления в действующую армию Окуджава не вернулся. С января 1943 года служил в 124-м стрелковом запасном полку в Батуми и позже радистом в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде большой мощности Закавказского фронта на границе с Турцией и Ираном. Демобилизован он по состоянию здоровья в марте 1944 года в звании гвардии рядового.
 
- Я был очень смешной солдат. И, наверное, толку от меня было немножко, - вспоминал позже Булат Шалвович. - Но я очень старался делать так, чтобы все были довольны. Я стрелял, когда нужно было стрелять. Хотя честно вам скажу, что не с большой любовью я стрелял, потому что убивать людей - это не очень приятная вещь. Потом - я очень боялся фронта.
Первый день я попал на передовую. И я, и несколько моих товарищей, такие же, как я, семнадцатилетние, очень бодро и счастливо выглядели. И на груди у нас висели автоматы. И мы шли вперед в расположение нашей батареи. И уже представляли каждый в своем воображении, как мы сейчас будем прекрасно воевать и сражаться.
 
И в тот самый момент, когда наши фантазии достигли кульминации, вдруг разорвалась мина, и мы все упали на землю, потому что полагалось падать. Но мы упали, как полагалось, а мина-то упала от нас на расстоянии полукилометра. Потом все, кто находился поблизости, шли мимо нас, а мы лежали. Все проходили по своим делам, а мы лежали. Потом мы услышали смех над собой. Подняли головы. Поняли, что пора уже вставать. Встали и тоже пошли.
Это было первое наше боевое крещение. Тогда я первый раз узнал, что я трус. Первый раз. Кстати, должен вам сказать, что до этого я считал себя очень храбрым человеком, и все, кто был со мной, считали себя самыми храбрыми.
 
А потом шла война. Я многое узнал и увидел... И еще узнал, что все, кто были со мной, они тоже боялись. Одни показывали вид, другие не показывали. Все боялись. Это немножечко утешило.
Впечатление от фронта было очень сильное, потому что я был мальчишкой. И потом уже, впоследствии, когда я стал писать стихи, первые мои стихи были на военную тему. Много было стихотворений. Из них получились песни. Из некоторых. Это были в основном грустные песни. Ну, потому что, я вам скажу, ничего веселого в войне нет.
 
Участник Великой Отечественной войны, поэт и советский бард, автор песен к десяткам кинофильмам – невозможно в нескольких словах описать культовый статус Булата Шалвовича.
«Нам нужна одна победа» - это одна из самых знаменитых композиций автора, которая была написана к фильму «Белорусский вокзал» (12+). Когда Андрей Смирнов, режиссер фильма, предложил ему написать песню, поэт сначала отказался. Лишь посмотрев картину, он согласился сочинить текст и мелодию к нему.
 
- Неожиданно вспомнился фронт. Я как бы воочию увидел этого самодеятельного фронтового поэта, думающего в окопе об однополчанах. И тут же сами собой возникли слова: «Мы за ценой не постоим…», - вспоминал позже Окуджава.
 
Автора поддержал Альфред Шнитке, который писал музыку к фильму и сделал аранжировку для песни, которая стала маршем и зазвучала на военных парадах.
 
- Эффект от песен Окуджавы очень схож с эффектом от музыки Моцарта. Тоже достаточно простые гармонии, у нас, у музыкантов это называется «тоника с доминантой», но музыка получается высокая, и она достигнута очень простыми средствами. А в сочетании с поэзией – удивительный результат. Поэтому я считаю Окуджаву гением. Самое удивительно, что к этой музыке невозможно ничего добавить, как и в музыке Моцарта – стоит добавить одну лишнюю ноту либо ноту непохожую и ее сразу слышно. Мы пытались, что-то экспериментировали и поняли – для оптимального исполнения нужен только минимальный состав, - уверен музыкант Петр Макаров.
 
Поэтому ударной установки и басс-гитары в этот вечер на сцене областной филармонии не было. Были «Легкие люди», квартет, который уже давно полюбился публике: Екатерина Ефремова (голос, гитара), Евгений Попов (скрипка), Петр Макаров (фортепиано), Екатерина Охраминская (виолончель).
 
20 композиций – и в каждой сквозит искренняя любовь к человеку. К маленькому, обыкновенному, сомневающемуся, но – человеку! Окуджава – Моцарт и великий гуманист. И каждый зритель, кто провел 1,5 часа в концертном зале областной филармонии, не остался равнодушным. Потому что, слушая эти песни, нельзя не измениться. Хотя бы на эти 90 минут отведенного под программу времени.

 

по пушкинской карте
г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.3
Купить билет