Как он взлетает на дирижерский подиум! Нет, не всходит, не взбегает, а именно взлетает. Вдохновенное лицо отражает смену всех эмоций, пробуждаемых музыкой. Руки ведут непрерывный диалог с оркестром. От завораживающей пластики и гармонии движений не оторвать глаз. Кажется, можно даже увидеть нити, связывающие его пальцы с каждым музыкантом. Его дирижирование - отдельное феерическое представление, идущее огромным бонусом к выдающемуся мастерству. Его беспредельная энергетика заполняет любой зал - ее явственно ощущают не только оркестранты, но и каждый из зрителей. И в довершение всего - лучезарная улыбка. Он - это, конечно же, человек с «принудительным обаянием», неповторимый, искрометный Владимир Спиваков.
На пике формы
В Мурманской областной филармонии за последние годы выступило немало знаменитостей мирового масштаба. Славящаяся гостеприимством заполярная публика практически всех встречала с восторгом. Но все же к Спивакову, как мне кажется, отношение у северян особое. Возможно, просто его магическая личность и талант так располагают к себе, а может быть, тут играет свою роль и ситуация четырехлетней давности, когда сразу после катастрофы самолета с мурманчанами Владимир Теодорович вместе с нами искренне сопереживал боль страшной утраты - такое никогда не изгладится из памяти.
Тем не менее факт остается фактом - с каждым новым приездом маэстро мы влюбляемся в него все больше. И есть за что! Во-первых, в этот раз Национальный филармонический оркестр России задержится в нашей области на целых четыре дня в рамках фестиваля «Владимир Спиваков приглашает...» (12+). На трех концертах за дирижерским пультом - сам основатель и руководитель коллектива, а на четвертом его заменит уже бывавший в Заполярье очень яркий дирижер Арсентий Ткаченко.
Два выступления запланированы в Мурманске, по одному - в Североморске и Апатитах. Причем это не какой-нибудь «чес», характерный для представителей поп-культуры, гоняющих одно и то же. Оркестр подготовил целых три разноплановые программы, о которых речь впереди.
Кстати, в этом сезоне Национальный филармонический оркестр России, или сокращенно НФОР, отмечает свое 20-летие. Это первый после распада СССР подобный коллектив, созданный при поддержке государства, причем инициатива принадлежала президенту страны. И руководить им Владимир Путин пригласил всемирно прославленного скрипача и дирижера Владимира Спивакова.
Директор НФОР Георгий Агеев заявил журналистам, что оркестр находится на пике формы.
- Половина концертов проходит вне Москвы - при создании оркестра мы дали слово президенту работать в регионах. Первый город после юбилея, в который мы приехали, - это Мурманск. Затем День города в Североморске, потом Апатиты - впервые в нашей истории. Мы были в Мончегорске, Кировске, но еще не были в Апатитах. Сезон завершим в середине июня в Санкт-Петербурге. График очень напряженный, но мы очень рады, что так востребованы, - отметил Георгий Агеев.
Красавица и чудовище
Владимир Спиваков остается верен себе в продвижении юных талантов. На этот раз вместе с оркестром приехала японская пианистка Шио Окуи. С семи лет она занимается музыкой и к своим нынешним 18 годам сумела собрать внушительный урожай премий и призов различных престижных конкурсов. Является стипендиатом Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.
- Когда я играю с такими прекрасными музыкантами, всегда чувствую себя очень комфортно, потому что в коллективе очень хорошая атмосфера. Музыканты вместе с Владимиром Теодоровичем всегда помогают, поэтому я могу играть очень свободно, - сказала по-русски Окуи-сан, считающая Россию своей второй родиной.
Красивая и очень скромная, удивительно тоненькая миниатюрная девушка и огромный, грозно нависающий своим черным крылом, хищно ощерившийся широкой пастью клавиш рояль - ни дать ни взять «красавица и чудовище». Впрочем, Шио показала, что мастерски умеет это «чудовище» укрощать, что оно покорно повинуется каждому движению ее пальчиков.
Представители восточных народов славятся своими трудолюбием и терпением. Вот и японская пианистка не стала исключением. Ее игру вполне можно назвать отточенно-филигранной, разве что, на мой взгляд, эмоций слегка недоставало. Что ж, японцы считаются народом сдержанным - наверное, это так и есть.
В выборе репертуара Владимир Спиваков, как и всегда, был безошибочен. Чья музыка как нельзя более подходит для апрельской погоды и весеннего настроения? Кто больше всего соответствует оптимистическому и жизнерадостному характеру самого маэстро? Ответ может быть только один - конечно, Моцарт!
Первая часть концерта Вольфганга Амадея Моцарта для фортепиано с оркестром № 21 до мажор - словно бы ажурная ткань, сплетенная из ослепительных солнечных лучей и веселых птичьих трелей. А уж дивно красивую вторую часть многие даже далекие от музыки люди наверняка слышали в какой-нибудь из бесчисленных заставок, музыкальных иллюстраций или фоновых закадровых мелодий, не подозревая о том, кто автор этого творения.
Шквал бурных аплодисментов и букеты цветов стали наградой артистам за превосходное исполнение.
Зажигательная тарантелла
Во втором отделении прозвучала Четвертая, Итальянская симфония ля мажор Феликса Мендельсона Бартольди. Проживший всего 38 лет Мендельсон успел написать множество сочинений. Причем выходец из семьи банкиров не был стеснен материально, поэтому никогда не писал на заказ, а только, что называется, по велению души.
В Итальянской симфонии отразились впечатления автора от поездки по югу Италии, включая посещение Неаполя. Поэтому в своем произведении композитор-романтик использовал зажигательные итальянские народные танцы - тарантеллу и сальтареллу, которые не оставили равнодушными никого в зале, что подтвердила долго не смолкавшая овация.
На бис оркестр исполнил аллегретто из балета «Дон Жуан» Кристофа Виллибальда Глюка, целиком построенное на приеме пиццикато, когда звук на струнных извлекается не смычком, а щипком струны. Это требует не только особого мастерства, но еще и абсолютной синхронности, что с блеском и продемонстрировали музыканты.
Слушатели никак не хотели отпускать артистов, поэтому Владимир Теодорович в завершение концерта объявил «Русский танец» Петра Ильича Чайковского из балета «Лебединое озеро». Шедевром русского гения и благодарной овацией зрителей завершился первый день гастролей замечательного коллектива и его прославленного руководителя - маэстро Владимира Спивакова.
(Продолжение в следующем номере.)
Опубликовано: Мурманский вестник от 20.04.2023