40 лет на джазовой сцене! Феномен выдающегося джазового пианиста Даниила Крамера можно понять лишь в концертном зале, когда он не только играет, но и разговаривает с публикой. Когда шутит и улыбается. Когда с иронией проходится по сегодняшней «монетизации культуры» и просит слушателей не отчаиваться, а наслаждаться моментом, общением с искусством...
Квинтет лучше трио?
Посещая Мурманск в четвертый раз, Даниил Крамер привез на концерт целый квинтет музыкантов. Это уже известный северянам контрабасист Григорий Зайцев и только вступающий в джазовую жизнь барабанщик Омар Саидов. Юноша третьекурсник Гнесинки, а как владеет палочками - заслушаешься!
Казалось бы, джазовое трио - это излюбленный жанр пианиста. Достаточно вспомнить один из немногих его альбомов на компакт-диске «Крамер. Вудс. Бутман», где на басу сыграл чернокожий американец Ричи Вудс, а на ударных Олег Бутман, младший брат знаменитого саксофониста Игоря Бутмана. Восемь пьес, и одна другой заковыристей, особенно хорош в интерпретации маэстро джазовый стандарт из 1930-х «На солнечной стороне улицы»...
Однако теперь клавишник прихватил с собой еще и супружескую музыкальную пару - певицу Викторию Каунову и альт-саксофониста Илью Морозова. Дуэт семейно-творческий, в зале Мурманской областной филармонии прозвучала их лирическая баллада «Подлунная», стихи которой написал отец певицы Анатолий Каунов:
Вместо кисти возьми облака,
Вместо ватмана -
звездное небо...
Голос и сакс звучали в терцию, что само по себе впечатляет, но тембр певицы еще и напоминал интонации звезды «белого джаза» 1950-60-х Аниты О,Дэй.
«Но теперь я понял»
Именно советская эпоха начала 60-х царствовала на сцене в первом отделении.
- Когда-то комсомольские работники заставляли нас, джазменов, включать в программы советские песни. Но теперь я понял, какие иногда замечательные мелодии писали композиторы советского прошлого, - пояснил Крамер.
В подтверждение его слов совершенно неожиданно прозвучали песни Тихона Хренникова «Московские окна» (1960 год, визитная карточка Ирины Бржевской), Андрея Эшпая «А снег идет» (1961 год, Майя Кристалинская) и Аркадия Островского «Ты глядел на меня» (1964 год, снова Кристалинская). Причем Даниил Крамер избрал очень выразительную подачу: огромные промежутки между куплетами, которые с нарочитой безыскусностью пела Виктория Каунова, связывались джазовыми импровизациями с последовательным солированием рояля, контрабаса, саксофона и барабанов. Пианист даже стучал соло ладонями по деке рояля, заводя барабанщика. Блеск!
Здесь следует отметить одну особенность стиля пианиста Крамера. Он принадлежит к числу самых быстрых клавишников мирового джаза, способных развивать длительные пассажи со скоростью свыше 320 нажатий в минуту. И это не школьные этюды Черни. Это осмысленное движение пальцев по клавишам в рамках изначальной песенной гармонии. Словно ветерок по полю ржи...
Послышались отдельные выкрики «браво!». Овацию остановил только перерыв на антракт, при этом маэстро уместно пошутил:
- Должны же вы сходить в буфет за пирожными!
Каждый - как последний
А буфет в филармонии знатный, это к вопросу о земных наслаждениях, о которых весь вечер толковал московский гость. Второе отделение концерта кардинально отличалось от первого, и вот почему.
Квинтет заиграл старый западный джаз и поистине раскрепостился. Начали опять втроем - с мелодии Хоги Кармайкла «Близость к тебе».
- …Самая антиковидная тема, - пошутил Крамер.
Виртуозные соло пианиста, перехват мелодии басистом, россыпь дроби по коже барабанов.
Саксофон Морозова вступил на пьесе знаменитого саксофониста Чарли Паркера «Орнитология», и молодой музыкант школы Игоря Бутмана показал себя тоже виртуозом: скорость игры, двойные ноты, взятые одновременно, рисунок исполнения, отличающий профи от любителя, общая непринужденность импровизации.
Наконец мастерство показала певица Каунова. В пьесе того же Паркера «Чероки» она начала петь без слов в унисон с саксофоном, и подобные мелизмы не уходили из ее исполнения до конца концерта.
Завершилось представление двумя энергичными песнями «Убирайся вон из моего города» Кола Портера и «Yeh! Yeh!» Джона Хендрикса, причем в последней вокалистка даже заставила подпевать публику припев «Йе-йе»: «Сначала женщины... Теперь мужчины... А теперь все вместе!». Ну, как это принято теперь с легкой руки Пола Маккартни...
Но и на этом не все кончилось. Даниил Крамер, старый педагог консерваторий, ведущий тонких джазовых передач на ТВ, поблагодарил публику, до отказа заполнившую большой зал филармонии, и предложил слушателям каждый день жить, как последний, никого не обижая. Только это продуктивно в наше непростое время.
Опубликовано: Мурманский вестник от 23.11.2023