В Заполярье триумфально выступил лучший бас мира
05 октября, 2023 08:32 | Культура | Игорь Катериничев
Доводилось ли вам когда-нибудь видеть одновременно полтысячи совершенно счастливых людей? Вообще-то счастье - это субстанция эфемерная, которую мы почти никогда не ощущаем в реальном времени. Как правило, лишь оглядываясь назад, понимаем, что были счастливы в тот или иной момент прошлого. Редчайший случай, когда отчетливо осознаешь: ты счастлив здесь и сейчас, имел место на минувшей неделе, причем носил массовый характер в локальном пространстве большого зала Мурманской областной филармонии.
В честь юбилея Шаляпина
VI Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова открылся 25 сентября грандиозным гала-концертом на сцене Мариинского-2 в Санкт-Петербурге. На следующий день была краткая пауза по весьма уважительной причине - артист праздновал 47-летие, зато потом гастрольный вихрь завертелся с обычной для супервостребованного вокалиста интенсивностью. В среду фестивальной команде рукоплескал Архангельск, а в четверг Ильдар Абдразаков впервые приехал в Мурманск.
В музыкальную гостиную, где перед началом выступления его ждали журналисты, певец вошел с теплой доброжелательной улыбкой, которая практически не сходила с его лица до конца вечера. Многие находят голос Абдразакова очень похожим на голос великого русского баса Федора Шаляпина, 150-летие которого отмечается в этом году, о чем Ильдар Амирович упомянул в самом начале разговора и добавил, что и Шестой фестиваль посвящен этой дате, а конечным пунктом в нем значится родина Шаляпина - Казань.
На вопрос о том, почему в этом году маршрут фестиваля пролег по городам Севера, Ильдар Абдразаков ответил с подкупающей простотой:
- Я здесь никогда не был, поэтому с удовольствием сюда приехал. Много слышал о Мурманске. Прекрасный город, прекрасные люди.
- Для нас появление такого уникального, удивительного певца - это событие. Заполучить его - огромная удача, - так охарактеризовала гастроли директор областной филармонии Виктория Чачина.
С ней, очевидно, согласны и заполярные любители музыки, поскольку табличка «Все билеты проданы» появилась на сайте филармонии задолго до даты концерта.
Ильдар Абдразаков. Фото Льва Федосеева.
Тайная мечта
Заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Башкортостан, народный артист Республики Татарстан, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» и двух премий «Грэмми», участник и ведущий популярных телевизионных шоу-программ, художественный руководитель Международной академии музыки Елены Образцовой, назначенный на эту должность еще при жизни легендарной певицы, причем по ее инициативе. В дополнение к этому внушительному списку Ильдар Абдразаков по праву носит титул, который нигде и никем официально не присваивается, но общепризнан всем музыкальным сообществом планеты, - лучший бас мира.
Кроме того, он покорил самые престижные площадки России, а также Старого и Нового света, выступал практически со всеми крупнейшими оперными труппами США и Европы, сотрудничал с самыми выдающимися дирижерами современности (правда, пока за двумя исключениями - Зубин Мета и Даниэль Баренбойм, но, скорее всего, и эти пробелы обязательно заполнятся). В связи с вышеперечисленным у меня вертелся на языке вопрос: а осталось ли у Ильдара Абдразакова о чем еще мечтать в жизни, или все мечты уже сбылись?
- Ой... Я, конечно, много о чем мечтаю, много чего хотелось бы сделать. Но самая главная моя мечта как певца и художника - я хотел бы поставить еще какую-нибудь оперу, - ответил артист. - Один раз у меня уже был опыт с «Аттилой». Мне очень понравилась эта безумно интересная работа с коллегами, с оркестром, с художниками. Такая моя мечта - в принципе, ее можно осуществить.
Затем чуть смущенно, даже как-то неуверенно все же продолжил уже о самом сокровенном:
- А такая, чтобы я прямо вот хотел, чтобы исполнилась... Но, думаю, наверное, не получится... Хотя, если немножко отставить вокальную творческую деятельность, я бы хотел еще и дирижировать - вот, открыл вам маленький секрет. Но, мне кажется, лучше быть хорошим певцом, чем не очень хорошим дирижером.
- Это вас Пласидо Доминго заразил? - вспомнил я о великом испанском теноре, чуть ли не единственном из вокалистов, кто преуспел и в дирижерской карьере.
- И Пласидо Доминго тоже, - согласился Ильдар Абдразаков. - Хотя я с ним пел много раз, иногда он там и дирижировал.
Ответ на вопрос о том, что заставляет такого большого артиста, к услугам которого крупнейшие концертные залы всех континентов, колесить по сравнительно небольшим городам России, прозвучал как-то очень душевно:
- Чтобы познакомиться с вами, увидеть прекрасные добрые лица людей. Сегодня в Мурманске, вчера в Архангельске, следующий город у нас Петрозаводск. Познакомиться с людьми, чтобы вы не только смотрели нас по телевизору, а также увидели живьем. Спеть для вас - прежде всего.
Кирилл Белов. Фото Льва Федосеева.
Созвездие талантов
Программа вечера была составлена из романсов исключительно русских композиторов, а также русских народных песен. Нынешний год юбилейный еще и для Сергея Рахманинова - он, как и Шаляпин, родился в 1873-м, поэтому произведения Рахманинова заняли почетное место в программе.
Но начал концерт Ильдар Абдразаков с шедевров Чайковского «Благословляю вас, леса» и серенады Дон Жуана. Сразу стало до очевидности понятно, почему певец носит звание первого баса планеты - его бархатный голос невероятно красивого тембра к тому же обладает и незаурядной силой. Казалось, он заполнил все пространство концертного зала вплоть до мельчайших трещинок, и ему тесно в этом замкнутом контуре, зачем-то ограниченном стенами и потолком.
Затем мэтр предоставил сцену приехавшим с ним членам фестивальной команды. А это все артисты высочайшей пробы - под стать своему лидеру. Во-первых, тенор Мариинки Кирилл Белов. Его тембр голоса и манера исполнения немного напомнили мне незабываемого Владимира Атлантова. Кирилл Белов замечательно исполнил, в частности, популярнейший романс Рахманинова «Весенние воды», а окончательно покорил слушателей разудалыми «Коробейниками».
Бас Алексей Тихомиров, солист «Геликон-оперы» и «Новой оперы», а также приглашенный артист Большого, влюбил в себя публику моментально. Высокий и статный, даже хочется употребить подзабытое слово - дородный, со щегольскими усами и бородкой, Тихомиров также обладает могучим голосом, а еще и изумительным комическим талантом.
Алексей Тихомиров. Фото Льва Федосеева.
Блистательно удались ему песни Даргомыжского на стихи Беранже, наполненные то тонкой иронией, то едким сарказмом и всегда неподражаемым юмором. Кульминацией актерского дара Тихомирова стала знаменитая шаляпинская «Блоха», исполнявшаяся под практически непрерывный смех и аплодисменты.
А еще в гастрольном туре участвуют молодые певицы Вероника Хорошева и Кристина Попова - участницы образовательной программы VI Международного фестиваля Ильдара Абдразакова. Чутье на таланты мэтра не подвело, и публика высоко оценила выступления дебютанток.
Нельзя не упомянуть Евгения Сергеева - великолепного аккомпаниатора. При том, что если вокалисты сменяли друг друга на сцене, давая коллегам возможность передохнуть, то Сергеев был за роялем неизменно на протяжении двух отделений.
Кристина Попова и Вероника Хорошева. Фото Льва Федосеева.
Энергии - хоть до полюса
К финалу концерта восторг зрителей достиг какого-то невозможного градуса. Уморительно изображая нетрезвого в «Песне пьяных» Тихона Хренникова, Ильдар Абдразаков заплетающейся походкой пошел к выходу со сцены. Навстречу ему из-за кулис выдвинулся шатающийся Алексей Тихомиров... тоже в образе выпивохи, готовясь исполнить известнейшую песню «Улица-улица, ты, брат, пьяна». От хохота у публики даже не было сил аплодировать.
Ну, это все шуточки, а ближе к финалу оба замечательных баса дуэтом грянули опять-таки Шаляпиным прославленную «Эй, ухнем». И такая бескрайняя мощь гремела в этой бурлацкой песне, столько могучей энергии исходило от исполнителей, что, казалось, Абдразаков и Тихомиров вдвоем способны впрячься в канат и с легкостью отбуксировать, скажем, атомоход «Ленин» хоть на Северный полюс, причем без посторонней помощи, не задействуя гребные винты.
Конечно, расставаться с такими артистами зал никак не хотел. Овация и крики «браво» казались нескончаемыми. Остановить бурю восхищения удивительными талантами насилу удалось региональному министру культуры Ольге Обуховой. Она поблагодарила Ильдара Абдразакова и его команду за невероятные впечатления, после чего зрители продолжили бурное выражение своих чувств.
И не зря. Финальную точку - и какую! - Ильдар Абдразаков и Алексей Тихомиров также поставили дуэтом. Они спели «Вдоль по Питерской». Здесь уже слова мои бессильны что-либо описывать далее. Просто верну читателей к тому, с чего начал, - со счастья. Счастье стало самым щедрым подарком, который ввиду его эфемерности ни в какой программе не учтешь.
Опубликовано: Мурманский вестник от 05.10.2023