Ярко завершился фестиваль в честь 100-летия российского джаза
08 декабря, 2022 10:23 | Культура | Павел Николаев
Фото: Лев Федосеев
Последний аккорд двухмесячного музыкального марафона Мурманской филармонии, которым она вместе с поклонниками этого жанра отметила юбилей отечественного джаза, удался на славу. Ведь в минувшее воскресенье перед северянами выступило знаменитое джазовое трио под управлением контрабасиста Сергея Васильева, причем на этот раз с роскошной вокалисткой Мариной Волковой.
Русский Рэй Браун
Трио Сергея Васильева - это своего рода знак качества. Не раз и не два привозил мастер контрабаса свой маленький коллектив в Мурманск, чаще всего как сопровождающую группу известных зарубежных инструменталистов и певцов. И всякий раз оставалось искреннее удивление: как могут всего лишь фортепиано, контрабас и барабаны создать такую многокрасочную звуковую картину?
Обычно джазовые трио возглавляет авторитетный пианист (к примеру, Оскар Питерсон или Дейв Брубек), но в случае Васильева на память приходит трио выдающего контрабасиста Рэя Брауна с самим Джином Харрисом на клавишах. Их альбом 1981 года обязателен в коллекции истинного любителя джаза. До чего там глубока инструменталочка «Cry Me a River», предтечей которой послужила песня в исполнении Джулии Лондон для голливудского кинофильма 1955 года.
И кино, и Голливуд упомянуты не случайно. Ведь программа, которую московский музыкант привез в Мурманск, называлась «Джазовый Голливуд» (12+) и оказалась как бы обзором антикварной, другого слова и не подобрать, киномузыки.
Сопрано с джазовым уклоном
Впрочем, на концерте прозвучал только единственный номер-инструментал в обработке Сергея Васильева, виртуозного пианиста Владимира Нестеренко и ударника Давида Ткебучавы. И слышалась узнаваемая мелодия из любимого в России кинофильма «День сурка» (12+).
Но сделала концерт, без сомнения, столичная певица Марина Волкова. Это она превращалась на сцене то в Мерилин Монро из фильма «В джазе только девушки» (12+), то в Элтона Джона из фильма «Рокетмен» (18+), то в героиню фильма «Грязные танцы» (12+)...
Любопытно, что по образованию Волкова оперная певица (колоратурное сопрано), но лет пятнадцать назад познакомилась в Москве с одной приехавшей на гастроли американской джазовой певицей. И та искренне удивилась, что Марина не поет джаз... Слово за слово - запела! Тем более что с ранней юности любила слушать записи выдающейся американской вокалистки Сары Воен.
Но определяющей джазовый взлет певицы случайностью стала встреча с будущим мужем, уже упомянутым контрабасистом Сергеем Васильевым.
«Наш пароходик отходит в светлое прошлое...»
Ежегодно летом от пристани Речного вокзала в Москве отходит в плавание так называемый джазовый теплоход, пассажирами которого становятся известные в столице джазмены. Ну, понятно, концерты, джем-сейшены, междусобойчики... Попасть в такую увлекательную поездку непросто, но Марина Волкова с однокурсницами в 2005 году попала.
- Я, глупая девица, поначалу на Сережу особого внимания не обратила, - с улыбкой вспоминает певица.
Однако здесь показания супругов разнятся... Сергей Васильев однозначно заявляет:
- А я влюбился с первого взгляда!
И вовсе не удивительно, что под занавес концерта прозвучала старая добрая песня из репертуара Тины Тернер «Simple the Best», считающаяся гимном любви, противостоящей воинственному феминизму. Необычную аранжировку супруги придумали вместе - не рок, а, как мне показалось, классический распевный романс в джазовой интерпретации. Именно после этой песни в зале зазвучали крики «браво!»
Мягкая вода и мягкие люди
Перелистываю блокнот. Какую только киномузыку не услышал мурманский зритель! Тут и «Маска» (12+), и «Один дома» (0+), и «Счастливый конец» (12+) с песней Мишеля Леграна. В песне «I’m Still Standing» из посвященного Элтону Джону фильма «Рокетмен» Марина Волкова применила отработанный Полом Маккартни на песне «Хей, Джуд» прием - многократно повторяющуюся в припеве фразу «е-е-е» она сначала попросила подпеть «девочек» в зале, а затем «мальчиков». И публика с удовольствием подпевала.
Марина Волкова после концерта поделилась своим наблюдением:
- В Мурманске из крана течет очень мягкая вода. А люди еще мягче!
На этой мажорной ноте и хотелось бы закончить рассказ о заполярном фестивале в честь 100-летия российского джаза (16+). Усилиями Мурманской филармонии северянам удалось услышать пять непохожих друг на друга концертов - от биг-бенда имени Олега Лундстрема из шестнадцати исполнителей до квартетов и трио. О музыкальной составляющей фестиваля и говорить не приходится - десятки инструментов до редчайших включительно. И в финале - мощный и чистый женский голос, преподносящий джазовую классику во всей ее простоте и выразительности.
...Итак, отзвучал первый век отечественного джаза. А значит что? Вы правильно поняли: значит, начинается следующий. И он, можно быть уверенным, окажется не менее плодотворным. Джазмены, ваш выход!
Опубликовано: Мурманский вестник от 08.12.2022