Юные пианисты покорили мурманчан
03 ноября, 2022 10:38 | Культура | Игорь Катериничев
Диалог поколений
Хотя филармонический сезон, можно сказать, в самом разгаре, музыкальный фестиваль «Денис Мацуев представляет: диалог поколений» (6+) уже смело можно назвать одним из самых ярких его событий. В первую очередь, конечно, изза блистательного выступления самого маэстро и сольно, и в составе трио с феерической программой из произведений Чайковского.
Однако днем ранее в рамках фестиваля состоялся концерт, который также не оставил равнодушными заполярных меломанов, несмотря на юный возраст артистов. Да и сам Денис Мацуев подчеркивает, что молодые исполнители настоящие звезды, великолепные музыканты, лауреаты множества конкурсов, они выступают в именитых концертных залах страны и мира с лучшими оркестрами и дирижерами.
В том, что маэстро нисколько не преувеличивает, мурманских слушателей убедило понастоящему зрелое мастерство четверых представителей нового поколения российской фортепианной исполнительской школы. Если 19-летняя Варвара Кутузова и 17-летняя Ольга Иваненко еще очень молоды, то Захар Внутских и Лев Бакиров, которым всего 12, просто невероятно юны.
При этом все четверо уже сложившиеся артисты со своей манерой исполнения. Например, как мне показалось, игра Ольги Иваненко отличается глубиной проникновения в композиторский замысел, пониманием сути произведения. Захар Внутских очень эмоционально отзывчив, тонко ощущает чувства, вложенные автором. Конек Варвары Кутузовой - филигранное мастерство и отточенность исполнения. А Лев Бакиров уже готовый виртуоз, обожающий поразить публику скоростью и какойто удивительно веселой лихостью.
Недаром слушатели просто взрывались аплодисментами после исполнения Львом «Скерцо № 3» Шопена, «Венгерского танца № 1» Брамса и уж тем более беспроигрышного «Турецкого марша» Моцарта в обработке российского пианиста Аркадия Володося. Впрочем, чего-чего, а аплодисментами в этот вечер никто из четверки обделен не был. И дело здесь даже не в особой доброжелательности северян, а, повторюсь, в отличной подготовке и понастоящему высоком исполнительском искусстве без всяких скидок на возраст.
Высокая планка
Так, Ольга Иваненко отважилась на очень непростую Первую сонату Скрябина, а Варвара Кутузова поразила мастерским исполнением «Ночи на Лысой горе» Мусоргского и Третьей сонаты Прокофьева. Пожалуй, всетаки сложнее всех было Захару Внутских - ему доверили открывать концерт, и он не подвел.
Зрители очень тепло приняли произведения Шопена, Листа и Рахманинова, так что Захар с самого начала задал очень высокую планку концерта. В антракте мне посчастливилось поговорить с юным пианистом. Почему посчастливилось? Нечасто, знаете ли, встретишь 12-летнего мальчика со столь серьезным отношением к жизни и творчеству. При этом, как ни парадоксально, Захара нельзя назвать и маленьким старичком.
Все-таки мальчишка остается мальчишкой - он очень улыбчив. Во время разговора светлая улыбка буквально не сходила с его лица. Да и напрямую он подтвердил мое предположение, что характер у него легкий и веселый. При этом к себе относится требовательно, на вопрос, доволен ли своим выступлением, ответил, что не на сто процентов, но все же добавил, что сыграл неплохо.
А ведь за плечами у него уже немало выигранных фортепианных конкурсов, включая всероссийский телевизионный конкурс юных талантов «Синяя птица», где в 2019 году Внутских дошел до финала.
Из Полазны в Москву
Родом он из Пермского края, мама у него профессиональный музыкант, играет на аккордеоне, поэтому не удивительно, что в подругах у нее была преподаватель музыкальной школы Елена Зенкова, к которой Захар и попал в четыре с половиной года. Тогда семья жила в поселке Полазна километрах в 40-50 от Перми, где, правда, была детская школа искусств.
- Мама привела меня к учительнице. Мне Елена Николаевна поиграла, и я сразу понял: это мое, - вспоминает Захар.
Сам он считает, что дело не в количестве лет обучения, а в продуктивности и качестве занятий.
- Нужно полностью, с душой вкладываться, чтобы добиться какогото хорошего результата, - уверен Захар.
По его словам, серьезная работа началась, когда в восемь лет он поступил в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории в класс Дарьи Рябовой. Поступлению предшествовала длительная и, как вспоминает Захар, «муторная» подготовка. Правда, статус стипендиата нескольких благо творительных фондов помог ему попасть на ряд полезных мастерклассов, сыгравших свою роль при поступлении.
Как признается Захар, трудными были второй и третий классы, когда было много скучных и трудных однообразных упражнений. В поисках разнообразия мальчик придумывал собственные тренировки, а по совету одного из преподавателей отрабатывал технику движений пальцев во время чтения книг.
Кстати, книги - один из видов досуга, который Захар позволяет себе в немногие свободные часы. Читать любит, предпочитая приключенческую литературу.
Семья Внутских вслед за сыном перебралась в Москву, так что Захар живет в домашней обстановке.
- Интернат это очень тяжело, - совсем по-взрослому вздыхает Захар. - У меня есть знакомые из интерната, там, конечно, намного труднее, чем дома.
Играть самому, учить других
На вопрос о любимых композиторах Захар ответил, что их много, и перечислил Рахманинова, Чайковского, Метнера, Бетховена, Шопена.
- В основном это романтики. Но, конечно, очень люблю и классический XVIII век, Баха. Всякая музыка очень интересна, но мне более близок романтизм, - сказал пианист.
В ближайших планах артиста сыграть Вторую сонату Бетховена, которая ему очень нравится. А вообще - обрести новый уровень. Поделился Захар и своей мечтой: он хотел бы в будущем преподавать в ЦМШ и Консерватории, потому что ему очень нравится педагогика.
- А как же карьера солиста?! изумился я.
Но нет, ее бросать он не намерен, хочет успевать и то, и другое.
- Конечно, не будет у меня, к примеру, 30 учеников. Но несколько, с которыми я буду качественно заниматься... Думаю, у меня получится, - убежден Захар.
Коснулись мы и психологической устойчивости во время концерта, когда, к примеру, у недостаточно воспитанной публики звонят неотключенные телефоны. Юный пианист говорит, что важна максимальная сосредоточенность на том, что играешь, тогда хоть люстра в зале упади артист продолжит выступление как ни в чем не бывало.
Выкладываться по максимуму
В Мурманске наибольший интерес Захара вызвали атомный ледокол «Ленин» и монумент Алеша.
- В любой город приезжаю не только ради концерта. Хочется както наполниться воспоминаниями. Все это очень интересно, ведь все города разные, - говорит мальчик.
График юных артистов все же не такой плотный, как у взрослых. Гастрольные поездки в рамках фестиваля челночные с возвращением в Москву. Но был и тур на Урале, когда после Челябинска поехали в закрытый город Озерск, где расположен знаменитый комбинат «Маяк». А еще на гастролях он очень сдружился с одним из победителей «Синей птицы» Елисеем Мысиным, также учащимся ЦМШ.
- В поездках, конечно, устаешь. Стараюсь выкладываться по максимуму, не всегда все идеально получается в техническом плане, но в музыкальном плане стараюсь играть с максимальной отдачей, - признается Захар.
Тем временем антракт заканчивался, прозвучал второй звонок. Мимо нас пробежал к выходу на сцену Лев Бакиров, уже в сценическом костюме.
- Я пошел в зал тебя слушать, - крикнул ему Захар.
Что ж, будем следить за этими именами. Для успеха у них есть все: талант, трудолюбие и, что немаловажно, обаяние. Почти наверняка четверо ребят, так порадовавших слушателей Мурманской филармонии, не затеряются и еще не раз заставят о себе говорить, возможно, не забыв наш город, свои первые успехи и первые интервью.
Опубликовано: Мурманский вестник от 03.11.2022