Чтобы увидеть улыбку на лице маэстро, пережившего за время пандемии не одну серию негативных эмоций, перед концертом нельзя было не задать ему шутливый вопрос. Например, о мурманском палтусе, которым прославленный худрук и дирижер Национального филармонического оркестра России Владимир Спиваков поддерживал силы в ресторане отеля «Меридиан» во время прошлых гастролей в мае 2019-го.
О палтусе и крабах
Тогда «разведка» донесла, что Владимиру Теодоровичу хватает сил и на концерты, и на фото, и автограф-сессии с многочисленными поклонниками именно потому, что в его меню присутствуют драгоценные омега-3 кислоты, помогающие бороться с усталостью.
Вопрос о мурманском бесценном палтусе развеселил не только Владимира Спивакова, но и директора национального оркестра Георгия Агеева. «Даже не сомневайтесь, и палтус в меню присутствует, и даже крабы!» – парировал он.
От Георгия Евгеньевича уже было известно, что пандемический период для всемирно известного маэстро выдался весьма тяжелым. Жесткие ограничения концертной деятельности вызвали депрессию, а с последствиями перенесенного коронавируса приходится бороться до сих пор. Но самое большое несчастье случилось уже после заболевания – у Владимира Теодоровича серьезно воспалился палец на руке, операции в Германии и Франции не принесли ожидаемого облегчения, и следствие этого – невозможность играть на любимом инструменте для великого скрипача стало большой драмой.
Время перестало существовать
И Мурманск сделал все, чтобы великий маэстро почувствовал тепло сердец поклонников высокого искусства. На открывающем гастроли концерте после каждого исполненного произведения заявленных в программе Грига и Чайковского публика стоя устраивала Спивакову и его оркестру оглушительные овации. В зале была атмосфера восторга, и в какой-то момент Владимир Теодорович ей поддался. С чувством признался на авансцене: «Я счастлив, что вновь приехал в Мурманск!».
Разумеется, зрители были счастливы вместе с маэстро и долго не могли с ним расстаться. Зал утопал в овациях, оркестр играл за рамками программы – кажется, время в тот вечер перестало существовать.
А в финале этого уже, можно сказать, неформального общения прозвучал пронзительный «Маскарад» Арама Хачатуряна, которым Национальный филармонический оркестр России заканчивал свои прошлые мурманские гастроли, два с половиной года назад. Еще до «эпохи пандемии». И это была очень теплая временная параллель.
К слову, тогда же, в мае 2019-го Владимир Теодорович раскрыл один из секретов своего колоссального успеха мурманским журналистам: «Для меня и моих музыкантов никогда не существовало маленьких людей, маленького города. Мы всегда и везде играем так, как в Москве в Большом зале, или в Нью-Йорке в «Карнеги Холле», или в «Роял Фестивал Холле» в Лондоне, или в «Музикферайне» в Вене. Это дает возможность держать высоту. Потому что высота – это, как вы знаете, последний шаг пред спуском. Нужно об этом помнить. Проходных концертов у нас не бывает».
Птенцы Спивакова
Добавлю, что одна из традиций всемирно известного фестиваля «Владимир Спиваков приглашает» – сольные партии восходящих звезд академической сцены. На этот раз соло с Национальным филармоническим оркестром России исполнил 15-летний Егор Сидоров, одаренный экспрессивный пианист из Владимира, которого из зала взглядом поддерживал прилетевший с ним на мурманские гастроли отец.
Кстати, в этом году Международному благотворительному фонду Владимира Спивакова, который опекает юных талантливых музыкантов по всему миру, исполнилось 35 лет. За судьбой каждого своего птенца, вставшего благодаря фонду на крыло и вылетевшего на большую академическую сцену, Владимир Теодорович следит, и в Мурманске, в частности, рассказал, что юный пианист Иван Бессонов и виолончелистка Анастасия Кобекина, удивлявшие виртуозной игрой арктическую столицу два с половиной года назад, сейчас с большим успехом выступают на академической сцене в Европе.
Мне бы хотелось подчеркнуть, что уникальный фонд Спивакова был создан в лихом и голодном 1994 году. И без помпы и пиара дал визу на большую академическую сцену сотням талантливых детей страны.
Философию своего фонда Владимир Спиваков выражает так: «Мы хотим, чтобы сегодня те ориентиры, благодаря которым мир продолжает жить, а человечество развиваться, помогли нам в этом долгом пути сохранить незыблемые человеческие ценности. А путь этот только один – в стремлении творить Добро. И если каждый из нас сделает хотя бы одно доброе дело, мир станет совершеннее, а жизнь – светлей и радостней».
Кажется, как проста эта философия! И как трудновыполнима, правда?
Образцовый порядок
Да, чуть не забыла. Сентябрь для руководителей Национального филармонического оркестра России Владимира Спивакова и Георгия Агеева – весьма личный месяц: они друг за другом 11 и 12 сентября отмечают свои дни рождения. В этом году, несмотря на плотный гастрольный график, случилось чудо, и им удалось сделать это дома, в Москве. Правда, домой сумели вырваться буквально на два дня. И тут же отбыли в гастрольный тур фестиваля «Владимир Спиваков приглашает» по Приволжскому федеральному округу. В Самаре едва успели выступить, как из-за увеличившегося числа заболевших коронавирусом там ввели жесткие ограничения.
Но Мурманск и Владимира Теодоровича, и Георгия Евгеньевича во всех смыслах сумел порадовать.
«Мы никак не ожидали, что попадем в Мурманске на такую чудесную погоду, в золотую осень, – делились они позитивными эмоциями. – Да еще и получается, что выступаем накануне Дня города! Нам это очень приятно. Мы так соскучились! По вашей публике, по мурманской филармонии. Для нас это такая радость – к вам приезжать! И город нам нравится, и люди нам нравятся. Дружим с Викторией Владиславовной Чачиной, директором филармонии. Очень приятно отмечать, что филармония в Мурманске в образцовом порядке. Вообще, мало в России филармоний, которые находятся в таком блестящем состоянии».
Лист ожидания
К слову, о Виктории Чачиной. Это во многом благодаря ее личным связям и организаторскому таланту гастроли в Мурманске всемирно известного симфонического оркестра топ-класса вообще стали возможны. Директор Национального филармонического оркестра России Георгий Агеев не скрывал, что в их листе ожидания – десятки российских городов. И далеко не каждый из них в конечном итоге сможет похвастаться гастролями прославленного оркестра. А Мурманску был отдан приоритет.
«Мурманск мы полюбили и будем приезжать к вам. Пока мы вам будем нужны», – тактично обещал Георгий Евгеньевич. Добавил, что оркестр старается максимально выстроить ценовую политику и сдерживать цены на входные билеты, насколько это возможно.
Второй гастрольный день прославленные музыканты провели в Североморске, где дали концерт в ДК «Строитель». Владимир Спиваков до сих пор вспоминает первое выступление коллектива во флотской столице в мае 2005-го. «Тот концерт не забыть. Тогда военные освободили трюм «Адмирала Кузнецова», – вспоминал маэстро. – Получилось такое огромное помещение, что, по-моему, Большой театр мог бы поместиться там вместе со всеми своими ложами и ярусами. Мы играли и для командного состава, и для матросов, нас потрясающе принимали!».
Гостеприимный Североморск не подвел и на этот раз. В прекрасном расположении духа музыканты вернулись в Мурманск и 30 сентября дали свой заключительный концерт в мурманской серии фестиваля «Владимир Спиваков приглашает».
А сегодня рано утром двумя рейсами музыканты Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова отбыли из Мурманска в Москву. Туда же выехала многотонная фура, увозящая в столицу музыкальные инструменты оркестра.
Впереди – долгий гастрольный тур.
Анжелика КОВАЛЕВА
Фото из архива Мурманской областной филармонии