В Мурманске завелись песочные алхимики
ПЕСОЧНАЯ АЛХИМИЯ
Мурманские зрители в конце спектакля впервые бросились обниматься
Говорят, одна из верных примет приближающейся песчаной бури – полная тишина. В концертном зале Мурманской областной филармонии она повисла буквально на несколько секунд. И грянула «стихия»! Сюжет сказки-притчи Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц» буквально рассыпался на песчинки. Над этой «пустыней» колдовала уникальный мастер песочной анимации москвичка Лилия Чистина. Под ее пальцами словно бы по волшебству возникали пронзительные иллюстрации к этой завораживающей истории о том, как можно отыскать в себе ребенка, перестать быть серьезным и скучным взрослым, научиться слышать окружающий мир, любоваться им и принимать его. То есть понимать мир, в котором ты живешь, сердцем.
Зрительские слезы
Финалом этой необычной постановки стали зрительские слезы. Ведь она о том, как можно и нужно уметь любить. О том, что «самого главного глазами не увидишь», потому что «зорко одно лишь сердце». О том, что «мы в ответе за тех, кого приручили». И о хрупкости жизни.
К слову, был аншлаг. И после сценической цитаты в конце «песчаного спектакля», призывающей все любящие сердца обняться, дедушки, бабушки, внуки, родители с детьми и влюбленные парочки 15-летних подростков со слезами на глазах раскрыли друг для друга свои объятия. Можно смело утверждать, что впервые за всю историю мурманской филармонии тут так трогательно обнимался весь зал!
И кто знает, тронула бы эта постановка мурманчан так тонко, если бы не талантливые мурманские музыканты из филармонического ансамбля «Легкие люди», которые обеспечили потрясающее музыкальное сопровождение картинам на песке.
Команда, приехавшая из столицы с Лилией Чистиной, даже призналась, что неофициально назвала этот творческий проект «Москва плюс Мурманск», поскольку и художник, и музыканты изначально поняли друг друга с полуслова и работали в унисон. А сама Лилия Чистина так истолковала название мурманского коллектива: «Я сначала подумала, откуда такое название у филармонического ансамбля? А после того, как мы всего лишь дважды пообщавшись по телефону, смогли сразу в унисон отработать первый же концерт, поняла, что с этими талантливыми музыкантами очень легко работать и они действительно очень легкие люди!».
Песок на зубах
Известный мастер песочной анимации призналась также, что Мурманск для нее – необыкновенно теплый город, имея в виду прежде всего, разумеется, умную отзывчивую публику. И в прошлом году после спектакля «Сказка про маму» и в этом после постановок «Маугли» и «Маленький принц» зал взрывался в финале восторженными аплодисментами. Горожане неизменно интересовались, приедет ли Лилия Чистина в Мурманск еще как-нибудь. Художник обещала, что непременно приедет, потому что очень хочется вернуться.
Многие ее спрашивают, не боится ли она песчаной пыли. «Как художник все время в краске, так и я по жизни в песке. Он скрипит на зубах, сохнут руки, но по-другому я уже не могу», – признается мастер песочной анимации.
Она рассказывает, что увлекалась живописью еще с детского сада. «А в третьем классе учительнице по рисованию наконец надоело заниматься со мной дополнительно, и она отправила меня в художественную школу, – вспоминает Лилия Чистина. – После я окончила Государственную академию славянской культуры по специальности «станковая живопись». Любимым материалом у меня всегда была акварель – мне нравилась ее текучесть, особенности наложения. Сейчас я понимаю, что, наверное, поэтому же меня привлек и песок. В России тогда о таком направлении, как Sandart, еще не знали, но в Израиле и Швеции это было уже довольно популярно. Впервые мы с подругой увидели видеоролик о создании песочных картин на «YouTube». Потихоньку начали пробовать – понравилось. Так и поехало: я начала рисовать на различных мероприятиях и концертах, искала новые приемы, совершенствовала технику. С тех пор рисование песком стало моей жизнью и профессией».
Сыпучий доход
Тонкие линии она рисует мизинчиком, а облака – кулаком. «Длинные ногти – плохо, совсем короткие – тоже. Поэтому мы приноровились рисовать по песку и с ногтями, и без», – объясняет художник. Песок этот, к слову, ее единственный доход. «Классическому художнику в наше время трудно заработать чем-то кроме своего основного дела, – говорит мастер песочной анимации. – Поэтому, конечно, заработок мне приносит только песок. Всем остальным – обычным рисованием, иллюстрацией книг, росписью стен, декорированием, видеомонтажом – я занимаюсь исключительно для себя самой, для удовольствия. Песок у меня ежедневно по нескольку раз в день на зубах, одежде, руках. Как-то женщина меня спросила после выступления: «Неужели вам приятно? На руках же пыль...». Художник всегда очень сильно зависит от материала, с которым работает, и мне песок пришелся по душе».
Глубокое увлечение
Вообще, песочная анимация – довольно новое направление в искусстве, и уже этим интересна и необычна для зрителей.
Зритель видит руки творца, которые аккуратно вырисовывают мельчайшие детали общей картины. Но если оторвать взгляд от экрана, то начинает казаться, что наблюдаешь за тем, как рисует сам песок, сама природа. Невысокий стол с матовой столешницей подсвечен снизу. Над ним камера, которая выводит изображение на всеобщее обозрение. Для того чтобы рассказать зрителям «сыпучую историю», нужно около двух килограммов песка. Но в песке ли дело?
«Я знаю, что проект, который затронет меня до самой глубины, проймет до пяточек, еще впереди, потому что каждая новая работа увлекает все глубже», – признается Лилия Чистина. А мурманчане уже сейчас ждут с ней новой встречи. И кто знает, возможно, это и будет тот самый спектакль.
КСТАТИ
Представить на сцене «сыпучие спектакли» мастеру песочной анимации Лилии Чистиной помогли талантливые музыканты из ансамбля областной филармонии «Легкие люди»:
художественное слово и вокал – Екатерина ЕФРЕМОВА;
скрипка – Евгений ПОПОВ;
виолончель – Екатерина ОХРАМИНСКАЯ;
фортепиано – Петр МАКАРОВ.
ИЗ ДОСЬЕ «ВМ»
Лилия Чистина. Дата рождения: 1 марта 1987 года.
Мастер песочной анимации. Член творческого Союза художников России, участница российских и международных конкурсов, лауреат Московской и Берлинской недель искусств 2013 и 2014 годов, лауреат V Международного циркового фестиваля в Альбасете (Испания, 2012 год). Занимается Sandart (искусство рисования песком/на песке) с 2006 года, имеет свой особенный почерк и манеру исполнения. Художник по образованию и призванию, Лилия занимается также традиционной живописью, росписью стен, предметов интерьера, иллюстрацией книг, рисует светом (лайт-анимация) и на воде (эбру).
За годы творчества Лилия создала множество работ. В том числе первые в истории заставки в песке для кино и сериалов; первую рекламу и клип в стиле песочной анимации. Творчески сотрудничает с телеканалами: ОРТ, ТВЦ, НТВ, «Домашний», «Культура», «Столица», «Москва-24».
Анжелика КОВАЛЕВА. "Вечерний Мурманск" от 11 января