г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.3

Столичные музыканты привезли в Мурманск французский антидепрессант

Кому полярная ночь – бедствие и катастрофа, но только не для поклонников музыки французского барокко! На днях для них в мурманской филармонии журчали ручьи, светило солнце и даже кудахтала курица. Французы знали толк в музыкальных антидепрессантах! А уж Жан-Филипп Рамо, в честь которого даже назвали один из кратеров на Меркурии, и вовсе непревзойденный виртуоз в деле борьбы с сезонной хандрой. Его клавесинная пьеса «Курица» не может не заставить улыбнуться!
 
Мечты сбываются
 
В рамках фестиваля «Рождественские встречи» на гастроли в арктическую столицу прибыло трио интереснейших музыкантов: флейтист Игорь Лисов с гамбистом (виола да гамба – старинная виолончель), Рустиком Позюмским из Петербурга и московская органистка Мария Лесовиченко. В их творческом багаже уместилась двухчасовая программа «Иоганн Себастьян Бах и музыка французского барокко», способная разбудить даже, кажется, самый сонный зал. К слову, знаменитая громогласная «Токката» Баха, которую многие горожане полярной ночью записывают в качестве звонка виртуального будильника в телефоне, прозвучала только во втором отделении концерта, когда зал был уже предельно разогрет, а от сезонной сонной атмосферы не осталось ни следа.
Во многом этому способствовал и обнаружившийся у флейтиста Игоря Лисова талант конферансье. Он время от времени «ангажировал» микрофон у ведущей концерта Светланы Бобрицкой и щедро делился с публикой своими эмоциями и музыкальными историями. Уже за кулисами признался, что совершенно спонтанно решил попробовать себя в такой ипостаси, поскольку его уж слишком переполняли чувства, подогретые теплом мурманской публики.
– В 1987 году мой друг, окончивший «Гнесинку», поставил для меня виниловую пластинку с пятью произведениями Жан-Филиппа Рамо, – рассказывал петербургский музыкант о своей влюбленности в барочную музыку. – И я пропал, буквально заболел музыкой французского барокко! Собственно, благодаря этому 32 года назад я взял в руки старинную флейту траверсо. Очень хотел исполнить сочинения Рамо, но никто из моих партнеров не соглашался сыграть эти сложнейшие партии. И вот наконец в Мурманске моя мечта сбылась! Три с лишним десятилетия спустя я их впервые играю на сцене вместе с гамбистом и органисткой.
 
Знакомая с детства «бисовка»
 
Еще одним сюрпризом, который привезли в Мурманск столичные гости, стала не заявленная в программе хоральная прелюдия Баха «Украшай себя, возлюбленная душа». Специально для этой прелюдии музыканты выписали нотный текст. «Сейчас мы вынесем этот текст на сцену, и вы увидите, какой он миниатюрный», – в очередной раз пошутил дебютировавший в роли конферансье Игорь Лисов. И музыканты вынесли на сцену бумажную «простыню», которая едва уместилась на двух пюпитрах!
Зал грохнул.
Прощались очень тепло. «И я сегодня очень счастлив, и мы все очень счастливы играть для вас, мурманчане! – делился под занавес концерта эмоциями Игорь Лисов. – Я чувствую тепло, которое от вас исходит. Здесь такой отзывчивый зал, такая счастливая энергетика!».
А после окончания концертной программы музыканты вышли на сцену фотографироваться с ведущей Светланой Бобрицкой. И уже было направлявшиеся к выходу зрители тут же развернулись и вновь устроили овацию. Раздались восторженные возгласы: «Бис!». Зрители желали повтора! Для так называемой в музыкальной среде «бисовки» трио выбрало знакомую с детства мелодию «Рабочей Марсельезы», которой невозможно не подпевать.
 
Любовь к бас-бочке
 
Глядя в горящие глаза Игоря Лисова, было трудно поверить, что он должен был стать инженером, а не музыкантом. По крайней мере, именно этого хотели его родители.
Флейтист любит вспоминать, как в четыре года услышал уличное выступление рок-группы, которая давала концерт на чьей-то свадьбе.
– Видимо, в поисках того, что меня больше всего впечатляет, – ритма, некого пульса я зашел внутрь бас-бочки – то есть в огромный барабан – и в ней сидел, – рассказывает он. – Там меня и нашли родители. После этого случая я стал просить их купить мне барабаны, но родители отказывались. И вот тетя на пятилетие подарила мне баян, показала, как им пользоваться. Пока все отмечали мой день рождения, я несколько часов провел один в комнате с баяном. За это время выучил песню «Эх, полным полна моя коробушка», вышел к взрослым и исполнил им песню под баян – сыграл двумя руками и спел. Через несколько месяцев родился мой брат Олег. Я тем временем расширял свой репертуар на баяне, разучивал все, что слышал, тут же стал сочинять. И решил тогда, что раз мне не удалось стать барабанщиком, то пускай им станет хотя бы мой брат. Когда ему исполнилось три года, уговорил маму купить ему барабаны. Мы выбрали в магазине несколько пионерских барабанчиков разного калибра, дома прикрепили их на стул, к швабре приделали круглую металлическую мишень от детского тира – получилась ударная установка. Так у нас с братом появился ансамбль. Мы стали выступать для друзей и родственников. Готовили программу, объявляли дату и время выступления и даже рисовали афиши.
Родители, всю жизнь работавшие на заводе, не препятствовали занятиям музыкой, однако не оставляли надежду, что Игорь выберет «достойную» профессию. Но он выбрал музыку.
 
Рок vs барокко
 
Игорь Лисов и Рустик Позюмский известны как мультиинструменталисты. «С Рустиком дружим, у нас много совместных проектов. В одном из них я играю на бузуки (струнный щипковый музыкальный инструмент. – прим. автора). А Рустик на виоле да гамба и электрогитаре, – рассказывал за кулисами музыкант. – Помимо этого он владеет игрой на альте, фидле и фортепиано».
К тому же гамбист Рустик Позюмский известен еще и как бывший фронтмен рок-группы «4ереmуха». Почему бывший? Он уверяет, что после того, как взял в руки барочную виолу да гамба, его жизнь кардинально изменилась. Он всерьез увлекся барочной музыкой и фолк-проектами, потому рок ушел на второй план.
Старинный инструмент, на котором Рустик играл на сцене мурманской филармонии, стоит около трех с половиной тысяч долларов. И это еще бюджетный вариант! Виола да гамба работы европейских мастеров стоит от 10 до 20 тысяч евро. Но такую сумму гамбисту придется слишком долго копить.
– В средние века существовали меценаты, и мы пытаемся собирать средства на наши проекты в том числе и с помощью краудфандинга, то есть коллективного софинансирования через Интернет, – говорят музыканты. – То есть собираем деньги, что называется, с миру по нитке.
К слову, флейта траверсо Игоря Лисова, на которой он играл в Мурманске, значительно дешевле виолы да гамба. Японский пластиковый аналог этого старинного инструмента обойдется «всего» в двадцать тысяч рублей. «Для барочной музыки при настройке сразу трех инструментов – органа, виолы да гамба и флейты траверсо идеально подходит именно ее пластиковый аналог», – объясняет флейтист необходимость пластиковой копии уникального инструмента. «А вот на виоле струны пришлось очень сильно натянуть, чтобы она звучала в унисон», – признался Рустик Позюмский, раскручивая тугие колки.
Однако настоящая барочная флейта траверсо стоит не меньше двух тысяч евро. Сумма внушительная для небогатого музыканта!
Помимо баяна, бузуки и флейты траверсо Игорь Лисов играет еще и на скрипке. Ее, правда, давненько не брал в руки. Еще с тех времен, когда в конце 90-х в норвежском Ставангере в ирландском пабе ему, флейтисту, предложили сыграть на скрипке. «Я тогда играл в этом пабе по воскресеньям вместе с английским музыкантом, – рассказывает Игорь Лисов. – И как-то обмолвился, что когда-то был скрипачом. Англичанин тут же раздобыл где-то старую скрипку, у которой было всего три струны. И сказал: «Если действительно был скрипачом, сможешь сыграть и на трех струнах. И я сыграл!».
 
Счастливое число
 
Это любопытное трио, увлеченное барочной музыкой, родилось три года назад, в августе 2016-го, на фестивале «Органные вечера в Кусково», который проходит в одноименной московской усадьбе, бывшей резиденции графа Шереметева. Именно на этом фестивале с Лисовым и Позюмским впервые выступила талантливая московская органистка Мария Лесовиченко. Она стала своеобразной преемницей доцента Московской консерватории Алексея Шевченко, с которым музыканты выступали много лет подряд. Однако из-за тотальной занятости органист порой не мог участвовать в тех же «кусковских» фестивалях. И порекомендовал замену – свою ученицу, выпускницу консерватории. «Я связался с Машей через «Фейсбук», мы договорились о встрече на автобусной остановке по дороге в Кусково, – вспоминает Игорь Лисов. – И как только ее увидел, у меня возникло четкое впечатление, что мы знакомы очень много лет! На репетициях мы быстро добились слаженности. А два года назад Маша предложила нам поехать на гастроли в Мурманск. В нашем расписанном на много времени вперед графике было свободным только 8 декабря 2019 года. И оказалось, что это счастливое число, счастливое выступление!».
За время нашей беседы музыканты несколько раз признавались, что очарованы арктической столицей. И что полностью поменяли свои представления о полярной ночи.
– Когда подлетали к Мурманску, все ждали, когда же наступит полная тьма. Мы столько наслышаны о полярной ночи, что думали, придется передвигаться по городу с фонариками, чуть ли не на ощупь! – полушутя-полусерьезно делились они своими первыми впечатлениями о заполярном климате. – В иллюминатор все глаза проглядели! Но в два часа дня на летном поле аэропорта было довольно светло, и это было, пожалуй, наше единственное разочарование. У нас-то были ожидания кромешной тьмы! А вообще, мы очарованы вашей красивой современной филармонией и прекрасной арктической столицей с очень доброжелательными, тонкими, душевными людьми.
Прощаясь, столичные музыканты обещали приехать с гастролями в Мурманск как-нибудь еще. Они ничуть не сомневаются в своем успехе. Ведь музыка французского барокко сейчас переживает вторую молодость. Свой расцвет, подъем. Становится все более популярной. Появляется все больше современных стилизаций барочной музыки. И это про нее, в частности, говорят, что все новое – хорошо забытое старое.
 
Музыка французского барокко сейчас переживает вторую молодость. Свой расцвет, подъем. Становится все более популярной. Появляется все больше современных стилизаций барочной музыки. И это про нее, в частности, говорят, что все новое – хорошо забытое старое.
 
Анжелика КОВАЛЕВА. Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
по пушкинской карте
г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.3
Купить билет