Есть любопытное мнение, что органная музыка обладает целебными силами и даже «настраивает» обмен веществ. Дело в том, что в органе есть трубы, которые не издают звук, а только вибрируют. И считается, этим самым благотворно влияют на организм человека. Разумеется, чтобы испытать это оздоровительное влияние, нужно слушать орган вживую, в зале. Об этом уникальном инструменте, его особенностях, игре и «настроении» мы беседуем с единственным в Мурманске настройщиком органа Тимофеем Перминовым.
О 10 тоннах музыки
– Тимофей, вес мурманского органа составляет более десяти тонн, высота конструкции – шесть метров. В нем больше двух тысяч труб, как вы в них не путаетесь?!
– Дело в том, что все трубы органа разбираются по регистрам, и если знать, как устроен инструмент снаружи и изнутри, в нем не запутаться. Не скажу, что внутри органа я чувствую себя как дома, но ориентируюсь в нем вполне профессионально и уверенно.
– Как происходило ваше знакомство с органом?
– В мурманской филармонии орган устанавливал мастер из Германии, который его и делал, Штефан Штюрцер. Я присутствовал при монтаже, постигал азы, изучал, как устроен этот огромный инструмент, из чего он состоит. У органа потрясающий потенциал, он имеет самый большой диапазон звучания, может выдавать самые низкие и самые высокие звуки. Такой возможности нет ни у одного музыкального инструмента. После, когда инструмент был установлен, я смог побывать внутри него, изучить его и его возможности более глубоко, что называется, все потрогать руками. Затем прошел курс обучения на семинаре
органного мастерства в Челябинске. Очень опытный немецкий мастер подробно рассказывал, как работает этот потрясающий инструмент, как действуют его трубы. А в этом году весной я был на подобном семинаре в Петербурге, вместе с опытнейшим петербургским мастером по настройке органа мы ходили по концертным залам и храмам, изучали, как там устроены эти инструменты изнутри. Ведь любой орган уникален и неповторим – он изготавливается под конкретное помещение, его кубометры, акустику, другие параметры. Мы знакомились изнутри, например, с большим органом в петербургской филармонии и с почти миниатюрными, установленными в петербургских храмах. Петербургский мастер при этом рассказывал об истории различных органных школ. Разумеется, такое обучение очень обогащает базу знаний, и какие-то небольшие неполадки в работе мурманского инструмента я уже могу устранить самостоятельно, не обращаясь за помощью к другим специалистам. Также перед каждым концертом провожу необходимую настройку ряда регистров.
О «двухбуфетной» особенности
– Кто помогает при более серьезных неполадках?
– Для полной настройки инструмента один или два раза в год вызываем органных мастеров из Москвы или Кондопоги. Особенно сильно инструмент расстраивается летом, когда из-за отключения отопления в зале происходит серьезная смена уровня влажности и температуры воздуха. Органные трубы из металлического сплава и дерева тут же на это реагируют, и настройка «плывет», нужно ее, так сказать, «причесывать», приводить в порядок. В сентябре дали отопление, и, как только это произошло, орган вновь на это ощутимо отреагировал. Но сейчас он отлично настроен, в прекрасной форме. Перед первым концертом органной музыки в этом музыкальном сезоне, который прошел в минувшее воскресенье, я каждый день включал инструмент, давал ему продышаться, слушал, как он работает, устранял мелкие недочеты.
– Единственным настройщиком органа в Мурманске вы стали три года назад. А кто вы по своей базовой музыкальной специальности?
– По базовой специальности я хормейстер, окончил Мурманское музыкальное училище и вслед за ним –Петрозаводскую государственную консерваторию. Одиннадцать лет преподавал на кафедре музыки факультета культуры и искусства Мурманского государственного арктического университета. Работал в Мурманском областном Доме народного творчества. К слову, мои родители, моя тетя и моя жена также хормейстеры. А вот 19-летний сын продолжать нашу семейную династию не захотел – сейчас учится в Мурманском арктическом университете на факультете информатики и программирования. Слушает современную музыку, в основном рок, хотя был воспитан на классике. Но ему сейчас рок интересен.
– А как попали на работу в филармонию?
– На работу в мурманскую филармонию я попал три года назад. Еще будучи хормейстером, я подрабатывал настройщиком пианино и роялей, в частности, заключал договоры на настройку этих инструментов и с филармонией. И я очень благодарен ее руководству за то, что мне дали возможность приобщиться и к настройке такого грандиозного инструмента с мощнейшим потенциалом – органа.
– В Мурманске орган двухбуфетный, то есть разделенный на две части по двум сторонам концертного зала. Это редкость, и настройка такого органа требует дополнительного труда, ведь он должен звучать как единый инструмент. Почему он был разделен?
– Мурманский орган был разнесен на две стороны зала, чтобы лучше его озвучить и не «съесть» место на сцене. Дело в том, что Большой концертный зал филармонии – это бывший актовый зал Дома политпросвещения, который в советские времена строился изначально не для концертов, а для выступления различных ораторов. Именно поэтому при реконструкции филармонии и монтаже органа делалось все, чтобы добиться акустики высокого уровня. И многие исполнители, в том числе и зарубежные, ее сейчас очень хвалят, подтверждают, что она высочайшего уровня.
О счастливом моменте
–Тимофей, помимо того что вы – единственный в Мурманске настройщик органа, вы еще и бессменный ассистент на концертах органной музыки. Мне всегда очень интересно было узнать, что чувствует ассистент, от реакции которого порой чуть ли не полностью зависит выступление музыканта.
– Не каждый органист на концерте просит помощь ассистента, это зависит в основном от уровня сложности программы и опыта музыканта. У ассистента на концерте две задачи. Первая – вовремя переворачивать ноты. И вторая – также вовремя переключать регистры. Органист перед концертом все необходимые регистры заносит в память инструмента. Задача ассистента – вовремя их переключить. Я бы сказал, что это работа в режиме стресса, за пультом органа испытываешь огромное волнение, поскольку необходимо попасть буквально в нужную долю секунды, чтобы переключить регистр, который порой полностью меняет звучание, вплоть до контрастного. А пауз нет! Бывает очень быстрый темп, много регистров, перескоки через восемь нот назад или вперед, очень тяжело сориентироваться! Часто органист с ассистентом еще на репетиции договариваются работать по кивку головы. И это служит условным сигналом для ассистента, когда, например, нужно немного прибавить темп. Музыканты приезжают, как правило, с так называемым выигранным репертуаром, в котором «живут» годами. А мы, ассистенты, перед концертом порепетируем программу 2 часа и – на сцену. Поэтому испытываешь мощнейшее напряжение, стресс от того, что можешь не успеть попасть в необходимую долю секунды.
– Как часто органисты вас просят ассистировать им на концертах в Мурманске?
– Примерно 90 процентов органистов перед концертом обращаются за ассистентской помощью. Чаще всего без ассистентов работают зарубежные музыканты. Но вообще это зависит в основном от уровня сложности программы и опыта музыканта. Дело в том, что музыкант играет на органе и руками, и ногами. И в сложной программе ему буквально не хватает еще одной руки, чтобы перелистнуть ноты, или ноги, чтобы переключить регистр.
– Какой у вас как у ассистента самый счастливый момент?
– Мой самый счастливый момент, когда на репетиции музыкант объявляет, что ему не потребуется ассистент. А это значит, что я могу спуститься в зрительный зал и вместе со всеми слушать концерт.
О любви с детства
– Когда вы первый раз услышали живую органную музыку?
– Мне было 7 лет, мы с родителями поехали в небольшое путешествие по Прибалтике, в Домском соборе Риги я впервые услышал игру на органе. И сразу в нее влюбился. Мама была уверена, что мне будет тяжело слушать весь органный концерт, и хотела увести меня после первого отделения. Но я настоял, чтобы мы остались до самого конца.
– Вы думали когда-нибудь стать настройщиком этого грандиозного инструмента, в игру которого влюбились еще в детстве?
– Я не то чтобы никогда не мечтал стать настройщиком органа, мне такое и в голову никогда не могло прийти! Вообще, появление органа в Мурманске, на мой взгляд, неожиданный, сумасшедший шаг вперед в сфере культуры и искусства! Когда мне предложили попробовать себя в деле настройщика органа, я сначала удивился: казалось, что все так сложно. Но потом подумал: «А почему бы и нет?!».
– Уже пробовали играть на органе?
– Сам на органе никогда не играл, все-таки меня, как настройщика этого инструмента, больше интересует его техническая сторона. А потом – ведь для этого нужно сидеть, заниматься, найти на это время… Но опять-таки: «Почему бы и нет?!». Возможно, когда-нибудь мне удастся найти время и сесть за пульт не как ассистенту, а как начинающему органисту.
О чилийской белке
– Тимофей, на вашей странице в «ВКонтакте» выложена трогательная фотосессия чилийской белки дегу…
– …это наш любимец Санчо, он прожил в нашей семье пять лет и подарил нам море радости. Я даже уступил ему свою комнату: после того как Санчо начал активно грызть электропровода, я взял компьютер и решил переехать в другое место, оставив любопытному «чилийцу» неплохую жилплощадь! Это было мое любимое создание, мы не расставались с ним даже на время наших семейных путешествий! Санчо летал с нами в самолете, ездил в поезде и на машине, побывал на курортах Ялты, Анапы и Краснодара.А когда мы гостили в Петербурге, в Санчо влюбилась очаровательная подвальная крыса, которая по ночам приходила к нему познакомиться поближе. Роман, правда, не сложился. Все же выпускать на ночь Санчо из клетки в чужой квартире мы не рискнули. Потому отношения с невестой были чисто платоническими.
– Говорят, чилийский мачо знал о своей неотразимости и любил всячески демонстрировать свою красоту перед фотокамерой? А как он, кстати, на музыку реагировал?
– Санчо мастерски позировал и умел замирать перед камерой на одну--две минуты в красивых, со своей, беличьей, точки зрения, позах. А вот на музыку, в том числе и органную, которая часто звучит в нашем доме, почему-то не откликался.
Анжелика КОВАЛЕВА. Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.Фото из открытых Интернет-источников и архива семьи Перминовых.