В Мурманске состоялся первый концерт фестивального цикла «Владимир Спиваков приглашает»
Две секунды... Три... Пять секунд тишины, показавшиеся вечностью и в вечность обращенные. Тишины звенящей, оглушающей, невероятной для закрытого пространства, в котором находятся пять сотен человек. Казалось, при желании можно различить биение в унисон пятисот сердец.
Затем зал тихо встал, и, словно отдаленный робкий шум дождя, зашелестели первые неуверенные аплодисменты, чтобы еще через несколько секунд слиться в гром неистовой овации потрясения, восторга и благодарности за высочайшее искусство приподнимать над землей души людей, делать их чище и лучше.
Так в понедельник закончилась первая после долгой разлуки встреча на заполярной земле с удивительным мастером, чей список самых громких званий и наград на пару страниц мелким шрифтом давно уже стал малозначительным довеском к главному - имени. Владимир Спиваков - на всех континентах это имя означает гарантированную встречу с чудом, не объяснимым никакими законами природы. Четыре концерта на Кольской земле - часть фестивального цикла «Владимир Спиваков приглашает» - подарок неслыханной щедрости от всемирно прославленного выдающегося музыканта-виртуоза, блистательного дирижера, талантливого музыкального педагога, на чьем счету тысячи открытых юных талантов.
Эти таланты маэстро привез и в Мурманск. Северянам предстоит познакомиться с виртуозной игрой молодой виолончелистки Анастасии Кобекиной. А в первый вечер на сцене областной филармонии блистал стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, первый российский музыкант - победитель «Классического Евровидения» Иван Бессонов.
Поклонники телевизионного конкурса «Синяя птица» наверняка хорошо запомнили этого талантливого рослого паренька. На нашей сцене Иван с недетской глубиной и зрелым мастерством вместе с Национальным филармоническим оркестром России под управлением маэстро Спивакова исполнил весьма непростой 20-й фортепианный концерт ре минор Моцарта.
Буря оваций и крики «браво!» до сих пор смущают 16-летнего мальчика - только в июле ему исполнится 17. Чувствовалось, что он не привык не только к неистовому зрительскому восторгу, но и к своему неожиданно выросшему телу. Видно было, что слегка неуклюжий долговязый подросток еще не совсем научился им владеть. Казалось, только пальцы подчиняются ему в полной мере. И этого, пожалуй, вполне достаточно - по крайней мере для нас, зрителей.
Зато за роялем Иван преображается - ни дать ни взять слетевший с небес ангел с нимбом воздушных светлых кудрей вокруг вдохновенного лица творит божественную музыку. На бис Иван виртуозно сыграл суперхит всех времен и народов того же Вольфганга нашего Амадея - третью часть фортепианной сонаты № 11 ля мажор, более известную нам в бесчисленных обработках под названием «Турецкий марш».
Здесь Бессонов показал и блестящую технику, и отличное понимание музыки, и, наконец, залихватски-пацанское «вот как я могу!». По-моему, всем зрителям этого концерта уже можно начинать гордиться тем, что были свидетелями начала восхождения к мировой славе будущей звезды. Возможно, через много лет мы будем вспоминать мощный творческий старт светила русской школы пианизма.
Петр Ильич Чайковский - такое же «наше все» в музыке, как Пушкин в литературе. Не удивительно, что Владимир Спиваков для второго отделения концерта выбрал серенаду для струнного оркестра до мажор соч. 48. Ведь сам автор признавал, что образцом для этого произведения ему послужила музыка Моцарта, что как нельзя лучше сочетается с таким же солнечным и жизнерадостным, воистину моцартианским талантом Спивакова.
Его энергия, страсть, увлеченность передаются слушателям даже помимо их желания. Об этом говорил глава региона Андрей Чибис, выразив благодарность маэстро и коллективу оркестра от имени всех северян.
- Это счастье - быть здесь и окунуться в океан эмоций, увидеть великого человека, отдающего всего себя своему делу, - сказал Андрей Чибис.
Около шести минут продолжалась овация, лучше всяких слов доносившая тепло наших сердец замечательному коллективу и его руководителю.
Финальный номер Владимир Спиваков объявил сам. Превосходная акустика филармонического зала безо всяких микрофонов ясно доносила даже до последних рядов негромкий глуховатый голос Владимира Теодоровича:
- Сегодня здесь, в Мурманске мы хотим почтить память невинно погибших в катастрофе с «Суперджетом». В память жертв этой трагедии и в знак прощания с ними прозвучит хоральная прелюдия Иоганна Себастьяна Баха «Иисус, моя радость».
Гениальная музыка, полная драматизма, в которой, как и в жизни, тесно переплетаются мотивы тоски и утешения, вызвала слезы у многих зрителей. С последними растаявшими нотами финала Владимир Спиваков своей магической дирижерской палочкой будто бы стер все звуки в зале. Дальше наступила тишина, та самая тишина, о которой шла речь в самом начале. Тишина в этот вечер стала самым громким аккордом великого маэстро.
Голенищев Игорь
Опубликовано: Мурманский вестник от 22.05.2019