Текст: Вишневский Павел
Фото: Павел Вишневский
.
Инструментальное трио контрабасиста Сергея Васильева хорошо знакомо мурманчанам. В сентябре прошлого года москвичи привозили к нам джазовую певицу Шэрон Кларк, а на этот раз доставили ее земляка по городу Вашингтону - певца Стива Вашингтона.
Заморский жаворонок
Любопытное совпадение: как и прошлой осенью, Сергей Васильев еще до начала концерта порадовал мурманских любителей старого доброго мейнстримовского джаза хорошо продуманным импровизом. В фойе продавался только что записанный в Москве вместе с трио диск заморского гостя, что позволяло, если возникнет желание, пройти после концерта за кулисы за автографом. И такое желание возникло.
Американский певец и русские инструменталисты назвали свой альбом «Skylark» по одноименной песне Хоги Кармайкла. Кто только не исполнял «Жаворонка» за последние 70 лет, но последним, пожалуй, записал ее неподражаемый Боб Дилан в мае 2016 года накануне присуждения Нобелевской премии по литературе «за вклад в традиции американских песен».
Именно традиции поддержал на концерте и Стив Вашингтон. Казалось бы, тенор - не самый востребованный тембр для мужского джазового вокала, но диапазон голоса певца заметно шире. Например, в концовке песни «Moon River» Генри Манчини певец спустился в мелизмах до баритона и даже высокого баса.
А как вам такой фокус? Стив Вашингтон иногда начинал петь метров за пять до микрофона, а зал прекрасно слышал его голос и без усиления. Большой мастер и явно добротная классическая школа.
Впрочем, любовь к старине имеет, наверное, и материальную основу. Не раз к нам в Мурманск приезжали штатовские вокалисты и вокалистки, и большинство песен в их репертуаре было из 20-40-х годов прошлого века. Не в последнюю очередь такой выбор объясняется, быть может, законом об авторских правах, потому что любой исполнитель обязан делать отчисления в фонд автора, даже покойного, в течение 70 лет.
В 1931 году дирижер и пианист Дюк Эллингтон написал песню «It Don,t Mean A Thing». Я застал уже в ясном юношеском уме приезд оркестра Дюка Эллингтона в СССР в 1971 году. Ленинград, Москва, Киев, Минск, шесть саксофонов, пять труб, три тромбона, два вокалиста. Ажиотаж, словно в последний день Помпеи. Вызовы на бис по двенадцать раз!
Но Стив Вашингтон взял за образец запись Дюка Эллингтона этой песни с певцом и трубачом Луи Армстронгом. Конечно, хриплому баритону Армстронга он подражать не мог, но зато безумно вкусно сымитировал голосом его великую трубу (этот эпизод, к слову, и попал на фото). Браво!
Вариации без галстука
Из 1930-х годов и песня Ирвинга Берлина «Cheek To Cheek», где Стив начал пританцовывать, явно намекнув, что первый исполнитель - танцор и певец Фред Астер. Наш гость вообще-то щеголь, но разок, пританцовывая, развязал модный галстук и даже снял пиджак, прислушиваясь к вариациям сопровождающего состава.
А послушать было что. Второе отделение концерта началось чисто инструментальной композицией автора - пианиста Ивана Фармаковского. Три музыканта поочередно солировали на протяжении всего концерта, но Фармаковский блистал не только игрой на клавишах, но и улыбкой, обращенной к залу после наиболее удачных пассажей. В фойе продавался и авторский диск пианиста, записанный в Нью-Йорке с самим Игорем Бутманом. Глупо было бы не воспользоваться случаем, и все с той же улыбкой клавишник подписал мне за кулисами свой компакт-диск.
Контрабасист Сергей Васильев тонко вел партию на белом инструменте, позволяя себе порой даже брать на себя мелодию. Они с Фармаковским однокашники по Гнесинке, так что союз друзей вполне естественен и даже где-то по-пушкински прекрасен.
Ударник Давид Ткебучава, самый молодой в составе, из Казани, но давно прижился в джазовой Москве. Начал он концерт вкусными щеточками, продолжил традиционными палочками, а завершил палочками с меховыми наконечниками. Арсенал барабанщика безграничен.
Джазовый город
Несколько раз ансамбль демонстрировал любовь к так называемому латино-джазу, особенно когда Стив Вашингтон запел «Осеннюю серенаду» Питера Де Роуза, обработанную под бразильскую самбу. Но апофеозом вечера стала знаменитая песня Барта Ховарда «Fly Me to the Moon», которую наши гости аранжировали под карибскую румбу.
Можно только удивляться предвидению композитора, еще в 1954 году провозгласившему:
Запусти меня на Луну,
Дай взглянуть на Юпитер и Марс…
Второе рождение песня получила с 1969 по 1972 годы, когда в шести экспедициях по Луне погуляли двенадцать астронавтов. На рубеже шестидесятых и семидесятых наши рыбаки привезли с Канарских островов в Мурманск виниловую пластинку «This Is Tom Jones» 1969 года, где великий Том Джонс спел в том числе и «Запусти меня на Луну». Но Стив Вашингтон посвятил свое прочтение шлягера одному из первых исполнителей - Нэту Кингу Коулу, которого явно почитает.
- Какие песни Коула вы знаете? - обратился певец к залу по-английски.
Послышались голоса: один, другой, третий, четвертый… Да, Мурманск город джазовый. Мы почитывали переписку Энгельса с Каутским о роли джаза в мировой истории. Запуск на Луну из зала Мурманской филармонии не случаен.
Опубликовано: Мурманский вестник от 12.10.2018