Текст: Ольга Данилова
Фото Павел Вишневский
В первый день календарной зимы в концертном зале областной филармонии собрались в основном ее постоянные посетители, ценители классики. И ожидаемо: в этот день состоялся концерт молодых музыкантов, пожалуй, еще не самых известных широкой публике. Но для меломанов не секрет, что скрипач Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм и пианист Филипп Копачевский - выдающиеся и добившиеся немалых успехов исполнители. Их концерт проходил при поддержке Министерства культуры России в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».
Голос, которому три века
Павел Милюков и Филипп Копачевский были нашими гостями впервые. А вот с творчеством Александра Рамма северяне познакомились еще лет пять назад, когда он приезжал в Мурманск вместе с другими молодыми музыкантами, участниками программы «Звезды 21-го века».
Надо сказать, за прошедшие годы Александр из хрупкого юноши превратился в высокого зрелого мужчину и настоящего мастера. Сегодня он - один из самых одаренных и востребованных виолончелистов своего поколения. По мнению критиков, в его игре сочетаются виртуозность, глубокое проникновение в замысел композитора и артистическая индивидуальность. Подтверждение тому - серебряная медаль XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
Не менее весомы творческие достижения и солиста Московской филармонии скрипача Павла Милюкова. Обладатель бронзовой медали того же конкурса и наград ряда других престижных музыкальных соревнований, он выступает на крупнейших отечественных сценах, сотрудничает с Валерием Гергиевым, Владимиром Спиваковым, Михаилом Плетневым и другими российскими и зарубежными знаменитостями.
Оба музыканта играют на редких инструментах. Александр - на виолончели известного сирийского мастера с русскими корнями Габриэля Жебрана Якуба, а Павел - на скрипке Ex-Szigeti работы представителя легендарной семьи мастеров Гварнери. Ей, между прочим, уже более трехсот лет! Этот инструмент по выбору Милюкова приобрел и предоставил ему в долгосрочное пользование один из швейцарских фондов.
Пианист Филипп Копачевский - не менее яркая звезда исполнительского искусства. Лауреат международных конкурсов, солист Московской филармонии и один из наиболее востребованных ее исполнителей, он выступает по всему миру. Но особую популярность приобрел в Японии, где по заказу телекомпании NHK записал диск с произведениями Шопена. Филипп выпустил два альбома сочинений композиторов-романтиков, работает над записью произведений Брамса.
С полузвука
Удивительно, но этим трем ярким индивидуальностям удалось создать редкий ансамбль, единый музыкальный организм, где каждый понимает других с полузвука, откликается на малейшее движение смычка. И это рождает настоящее волшебство.
Программа концерта трио состояла всего из двух произведений, но каких! В первом отделении прозвучало Фортепианное трио № 1 ре минор Феликса Мендельсона, возможно, его самая известная и наиболее часто исполняемая камерная композиция. Это трио знаменито своим лиризмом и в то же время наполнено такой энергией, что моментами напоминает звучание целого оркестра.
Во втором отделении музыканты сыграли один из шедевров Чайковского - Трио «Памяти великого артиста». Оно посвящено его безвременно ушедшему другу и наставнику - пианисту-виртуозу и дирижеру, основателю Московской консерватории и ее первому директору Николаю Рубинштейну. По широте замысла, образному богатству и драматической напряженности музыки оно принадлежит к высшим достижениям нашего великого композитора в области камерной инструментальной музыки.
Мендельсон и Чайковский создали совершенные сочинения, а мы услышали совершенное исполнение. Как известно всем посетителям концертных залов, между частями произведения хлопать не принято. И мурманчане-знатоки на подобных концертах чтут это правило. Но здесь в один из моментов напряженную тишину зала разрушил какой-то даже отчаянный, непроизвольно вырвавшийся женский возглас: «Браво!». И зал невольно откликнулся, зашумел - настолько сильные эмоции переполняли слушателей.
Хотелось, чтобы эта музыка, вызывавшая самые различные чувства - грусть, душевный подъем, радость, тревогу, - длилась без конца. Она захватывала и словно гипнотизировала. Даже профессиональные музыканты после концерта не могли подобрать внятных слов, чтобы выразить свои впечатления. И отзывались, например, так: «Это что-то! Это космос какой-то!».
Опубликовано: Мурманский вестник от 07.12.2018