Первый альтист мира Юрий Башмет, похоже, все-
гда на взлете. В свои 63 года умудрился сохра-
нить в себе обаяние непосредственности. Едва
подкатил на «BMW» регионального правительства
к мурманской филармонии, тут же закурил сига-
рету, а докуривал уже на ходу. Цейтнот был жут-
кий. На встрече с журналистами, рискуя задер-
жать концерт, не спеша ответил на все до послед-
него вопросы. Губернатора Мурманской области
назвал «музой и прекрасной девушкой». А на ре-
петиции позволил снимать его в любом ракурсе и
с любого расстояния. Да он, казалось, и не видит
фоторепортеров и телекамер.
ПЕРВЫЙ ВИЗИТ
Глядя на улыбающегося Юрия
Башмета, даже не верилось, что он
прибыл в Мурманск глубокой ночью.
Почти полчаса прождал в аэропорту
свой чемодан. И едва успел вы-
спаться в VIP-номере гостиницы «Ме-
ридиан».
– Из всего того, что смог увидеть
в Мурманске из окна машины, меня
потрясли ваши просторы, – делился
с журналистами первый альтист
мира. – Я здесь впервые. Десять лет
назад мы с музыкантами из «Соли-
стов Москвы» выступали в Северо-
морске на корабле «Петр Великий»,
и я не знаю, почему нам не предло-
жили выступить еще и в Мурманске.
Напомним, Юрий Башмет прибыл
на гастроли в столицу Заполярья в
рамках беспрецедентного тура, по-
священного 25-летнему юбилею его
камерного ансамбля «Солисты
Москвы». Музыканты уже объехали
несколько десятков российских го-
родов, а завершить тур планируют
финальными концертами в Санкт-Пе-
тербурге и Москве.
ПОЛНАЯ ВЗАИМНОСТЬ
У Юрия Абрамовича свои отноше-
ния с публикой. Его российские по-
клонники относятся к нему почти с
пиететом. И он им платит чистой мо-
нетой – глубоким уважением. «Тот,
кто живет в России, не уезжал из нее
на ПМЖ и не возвращался, для меня
намного роднее, – рассказывал жур-
налистам альтист. – Вот я тоже ни-
куда не уезжал. Мы с «Солистами
Москвы» за четверть века выступали
с концертами по России и в отдален-
ных местах, и в больших городах,
везде своя публика. На наших вы-
ступлениях она, конечно, не массо-
вая. Ведь, например, таксист, согла-
ситесь, навряд ли захочет петь за
рулем оперные арии или всерьез ин-
тересоваться названиями частей сим-
фонии. Но вместе с тем нашу рос-
сийскую публику отличает искрен-
ность. Мы выступали в таких городах,
где было непонятно, как там вообще
люди живут. Но женщины надевали
на концерт вечерние платья, мужчины
– галстуки, дети – свои лучшие на-
ряды, несли нам цветы. В одном из
таких городов был случай – на сцену
вышел маленький мальчик в бабочке,
вручил мне букет. Я спросил: «Ты иг-
раешь на чем-нибудь?». Он ответил с
достоинством: «Я пианист!». И одна из
наших задач, к слову, – вдохновить на
своем выступлении будущих Рахма-
ниновых и Чайковских».
О ПОЛЬЗЕ ПЕРЕМЕН
В завершение встречи журнали-
сты не могли не проверить первого
альтиста мира провокационным во-
просом: «А вы могли бы прямо сей-
час взять и изменить программу вы-
ступления в Мурманске?». «А почему
нет? – парировал Башмет. – Могли
бы. Мы иногда так поступаем. И в
Мурманске могли бы сыграть Губай-
дуллину, или Шнитке, или Бранден-
бургский концерт. Ведь если ничего
не менять, все приедается, пере-
стает удовлетворять. Это как одно-
образие в еде. Но публика должна
быть «подогрета», подготовлена для
перемен. Мы в Мурманск привезли
то, что интересно нам самим, чем бы
мы хотели с мурманчанами поде-
литься. И мы надеемся, что этот ин-
терес будет взаимным».
Остается добавить, что на двухча-
совом концерте и Юрий Абрамович,
и «солисты» выложились на все сто.
На следующий после выступления
день у них даже не осталось сил на
обзорную экскурсию по городу. А
уже в 7 часов вечера быстрый са-
молет умчал их обратно в столицу –
впереди еще около десятка россий-
ских городов, которые охватит их
грандиозный юбилейный тур.
Анжелика КОВАЛЕВА.