Начнем с конца. После концерта в нашей филармонии знаменитый барабанщик Олег Бутман, его жена пианистка и певица Наталья Смирнова-Бутман вышли к зрителям в фойе и с удовольствием стали подписывать свой свежайший альбом «Кусочек счастья», привезенный в Мурманск. Не отказывались они и фотографироваться на смартфоны со всеми желающими. Простые, доступные люди, без звездных замашек… А ведь музыканты чудесные! Класс «А» мирового джаза.
То-то в филармонии был аншлаг. Последний раз они приезжали в Мурманск ровно четыре года назад. С тех пор наш храм музыки успел преобразиться, и Олег Бутман со сцены искренне похвалил новый филармонический зал и его акустику. В октябре 2013 года он привозил к нам американского джазового певца Тая Стивенса, а супруга его тогда в Мурманске не пела. Теперь же Наталья Смирнова блеснула и игрой на клавишах, и незаурядным вокалом.
Одним из номеров стала песня «Superstition», позаимствованная из прошлого концерта и выглядевшая тогда экзотическим вставным номером из репертуара великого американского композитора Стиви Уандера.
Нынче же вся программа была посвящена творчеству «чудо-Стиви», что, пожалуй, и вызвало ажиотаж в мурманской публике, раскупившей все билеты в большой зал филармонии.
Гениальный слепой чернокожий музыкант Стив Моррис, получивший еще в детстве прозвище Уандер («чудо»), - это явление. В англоязычных странах его имя стало нарицательным, «стивиуандерами» называют в шутку всех слепых, как черных, так и белых.
Начав записываться еще в 11 лет, юный певец, клавишник, харпер (губная гармошка) и ударник (обратим внимание на эту специализацию музыканта) достиг вершин в середине 1970-х прежде всего как композитор. Его четыре альбома с 1972 по 1976 годы считаются классикой соул и фанка и включены журналом «Rolling Stone» в список 500 лучших альбомов всех времен. Именно мелодии с этих виниловых пластинок и составили основу программы квартета Олега Бутмана «Джазовые портреты Стиви Уандера», с которой великолепная четверка колесит в этом году по стране.
Начали наши гости с бодрой песни «Сэр Дюк» 1976 года, причем подали ее в чисто инструментальной обработке. Сразу стало ясно, что перед нами мастера экстра-класса. Наталья Смирнова с улыбкой бегала пальцами по клавишам, Павел Скорняков, известный саксофонист из Уфы, перебравшийся в Москву, иронично солировал на альт-саксофоне, Павел Протасов, преподаватель баса, между прочим, Гнесинки, заполнял зал густым, похожим на голос приближающейся электрички звуком великолепного белого контрабаса. Олег же Бутман пока ничем выдающимся себя не проявлял, отложив явление барабанов народу на потом.
После этой мелодии Бутман-младший, родной брат еще более знаменитого саксофониста Игоря Бутмана, раскрыл подоплеку программы. Несколько лет назад он побывал на живом концерте Стиви Уандера в Нью-Йорке и проникся. Эх, везет же людям…
Неподготовленному слушателю могли показаться экзотичными джазовые интерпретации известных мелодий с нарочитым изменением темпа и уходом в отдаленные от первоисточника вариации.
Могу утверждать, что тембр сопрано Натальи Смирновой порой один в один совпадал с голосом молодого Стиви Уандера, особенно в самой популярной в России и набившей оскомину попсовой песни «I Jast Сall to Say I Love You» 1984 года. Но, например, в песне «Vision» 1973 года Наталья далеко отошла от оригинала, заворожив зал распевом без слов в сопровождении только контрабаса. Олег Бутман при этом играл на барабанах и тарелках ладонями! Великолепный пример нового прочтения классики.
К слову, маэстро Бутман давал пояснения к каждому номеру, но однажды досадно оговорился. Дескать, изумительную песню «You Are the Sunshine of my Life» Стиви Уандер посвятил дочери. В 1972 году автор посвятил эту песню, скорее всего, жене-певице Саймите Райт, с которой сохранил теплые отношения и после развода, подарив ей свои мелодии (то есть никогда их сам не исполняя) для ее сольного альбома 1974 года. А в 1976 году в самый свой знаменитый альбом «Песни в ключе жизни» Уандер включил не менее изумительную песню «Isn’t She Lovely» («Разве она не прекрасна»), где звучит лепет его годовалой дочери Айши. Как ее трогательно и умело спела в Мурманске Наталья Смирнова!+
Ну и в финале - обалденная «Superstition», где Смирнова сменила клавиши акустического «Стейнвея» на электронный, носимый на шее, синтезатор. Старый добрый фанк удался на славу.
Не раз во время концерта Олег Бутман показывал, кто в доме хозяин. С живой мимикой на лице он вкраплял в любую композицию блистательные соло на ударных. Однако главное он приберег напоследок. На бис квартет исполнил культовый «Караван» Дюка Эллингтона, причем в манере салунного регтайма, и тут маэстро разошелся. На десять минут зарядил индивидуальную игру на классических барабанах, сорвав аплодисменты мурман-ской публики.
В прошлом году барабанщик отметил свой полувековой юбилей. В этом году Стиви Уандеру исполнилось 67. Джазовые портреты афроамериканского гения написаны российским музыкальным художником широкими мазками и с неподдельной любовью.
Опубликовано: Мурманский вестник от 19.10.2017