Открывая концерт своего трио и американской джазовой певицы Риты Эдмондс, народный артист России пианист Даниил Крамер сказал: «За свою долгую музыкальную карьеру я часто экспериментировал: джаз и классика, джаз и романс… Но сегодня вы услышите джаз махровый!».
Что ж, слова маэстро подтвердились полностью. Более того, мы не только услышали мелодии из репертуара Эллы Фицджеральд, но и словно бы увидели ее воочию. Двадцать лет прошло после смерти великой негритянской джазовой вокалистки, но вот в Мурманск приехала ее соотечественница Рита Эдмондс и заглянула в светлое прошлое.
Во-первых, очки на лице Риты. Это явный намек на Эллу, ведь за кулисами наша гостья очки не носит. Ну и во-вторых и в главных, песни Джорджа Гершвина, которые когда-то любила петь знаменитая джазовая долгожительница.
Например, «Someone to Watch Over Ме», которую Гершвин написал еще в 1926 году. Элла Фиц-джеральд выпустила ее грамзапись в 1959 году, но второе рождение песня получила через 30 лет в нашумевшем кинодетективе, дав ему название (в русском прокате - «Тот, кто меня бережет»). В фильме, к слову, ее исполняет небезызвестный Стинг.
Несколько, казалось бы, выбивается из гершвиновской тематики песня «The Girl from Ipanema» божественного Антонио Карлоса Жобима, но и ее Элла Фицджеральд записала в 1981 году в броской джаз-роковой манере, посвятив Жобиму целую грампластинку. Единственное, быть может, отличие, что Рита Эдмондс заменила слово «girl» на «boy», но и это на джазовой эстраде не в новинку. Первой в 1967 году решила подчеркнуть, изменив текст, свою исключительно традиционную ориентацию Хелен Меррилл в альбоме «Bossa Nova in Tokio».
Но это все шелуха. Куда интереснее музыкальное решение в Мурманске одного из самых исполняемых хитов джаза. В 1964 году бразильская певица Аструд Жильберто проснулась знаменитой, записав первой «Девушку из Ипанемы», причем в ритме неспешной босса-новы. Рита же Эдмондс заварила на сцене энергичную самбу, в чем ей, безусловно, помог «маленький оркестрик под управлением любви» Даниила Крамера.
Любопытно, что наша американская гостья открыто восхищалась на сцене своим сопровождающим составом, показывая большой палец залу после фортепьянных соло. В упомянутой «Девушке», например, Даниил Крамер подпустил в скоростной виртуозной импровизации несколько тактов из легендарной вещицы Дюка Эллингтона «Take the «A» Train». А как вам не менее скоростные и виртуозные пробежки по грифу контрабаса Григория Зайцева? Чудо. Кто только не исполнял «Девушку из Ипанемы» за последние полвека, но такой волшебной игры по мотивам мне еще слышать не приходилось.
Второе отделение концерта началось несколькими подряд инструментальными композициями. Как изысканно тонко играли музыканты! А ведь Даниил Крамер признался, что познакомился со своей новой ритм-секцией всего полгода назад на джазовом фестивале в Самаре. После третьей инструменталки зародилось подозрение, что и сам руководитель трио балуется композицией. Так и оказалось. За кулисами после концерта Даниил Крамер подтвердил, что композицию «Странный блюз» (ту, где в фортепьянном проигрыше прозвучал кусочек буги-вуги) сочинил лично.
Но вернемся к ожившей Элле Фицджеральд. Завершился концерт легендарной песней «But Not For Me», которую Джордж Гершвин написал в 1930 году на стихи своего брата Айры для мюзикла «Сумасшедшая девушка», а Элла Фицджеральд отхватила за нее премию «Грэмми» в 1959 году. Песня «Но не для меня» стала своеобразным гимном безответной любви. Произнесите это название в одиночестве, без свидетелей, долгим зимним вечером… Эх, да что говорить!
Рита Эдмондс разошлась не на шутку, выжимая чуть ли не шепотом слезу. Однако трио Крамера довело инструментальную импровизацию до, казалось бы, абсурда, особенно, когда пианист присоединился к барабанщику Игорю Игнатову и начал вместе с ним солировать на барабанах ладонями! «Нет, для меня!» - словно бы протестовал маэстро за всех несчастных влюбленных.
Когда часть рукоплескавшей публики потянулась из зала, Крамер приостановил уходящих: «Ну, куда же вы? Что нас ждет за этими дверьми? Плохая погода, быт, Первый канал? Давайте не будем спешить, посидим, пообщаемся, обсудим услышанное. Здесь так уютно…»
Остроумный дядька! Махровый джаз, говоришь?
Опубликовано: Мурманский вестник от 16.11.2017
Фото Павла Вишневского