Подпись иллюстрации: Мари Бойне.
Автор фото: Лев Федосеев
Ее считают волшебницей, и неспроста. Мари Бойне, автор-исполнитель саамских йойков, носительница титула «Посол саами в мире» завораживает не только на сцене. Поговоришь с ней минут пять - и на душе светло, и печали как рукой снимает. В понедельник в рамках Дней Северных стран Мари Бойне дала концерт на сцене областной филармонии.
С Мари, признаюсь, у меня связана личная история. Шесть лет назад, во время ее визита в Мурманск, я брала у нее интервью, будучи на сносях. После, на концерте, одну из песен вокалистка адресовала «малышу, которому уже пора появиться на свет». Магия ли сработала, или дело в том, что я, как и весь зал, вдоволь натанцевалась на ее концерте, но на следующий день засидевшаяся в мамином пузе дочь «послушалась». Кстати, этот йойк под названием «Саракка» Мари вновь исполнила в понедельник. Он посвящен финно-угорскому божеству - одной из трех дочерей Земли, богине здоровья, целительства и созидания, которая охраняет беременных и дает силы новорожденным.
У Мари феноменальный голос - чистый, с широким диапазоном, летящий - и не поверишь, что у Бойне нет особых секретов как у вокалистки. И сигарету позволить себе может, но на голосовых данных это никак не сказывается. Может, и это - волшебство?
На вопрос о влиянии тонкого мира она с улыбкой кивает:
- Чувствовала его, и много раз. Многие древние народы считают, что нематериальный мир - вокруг нас. Я очень горжусь, что представляю культуру, в которой волшебство и быт неразрывны, дверь в волшебное находится на земле.
Фанаты певицы, которых в мире немало, знают: вокалом, да еще таким специфическим, она занялась едва ли не случайно. И уж точно не предполагала в юности, что станет самым известным пропагандистом искусства саами. Мари, родившаяся в норвежском Карашйоке - месте компактного проживания коренного народа, застала тяжелые времена, когда культура и язык саами были в Норвегии полузапретны.
- Мне было стыдно и трудно оттого, что я - саами, - признается Бойне. - Мы не только не гордились народной культурой - мы ее стеснялись! Дома пели исключительно протестантские псалмы, народная песня была немыслима.
Взаимоотношения норвежцев с соотечественниками-саамами - непростая история. Это сейчас Карашйок - культовое место, куда толпы туристов приезжают за недешевыми сувенирами. В прошлом между потомками викингов и малым народом осталось немало вражды, крови и тьмы. Тут и чувство национальной вины первых, и поиски самобытности второго, едва не утерявшего свою идентичность... В середине ХХ века в бедной, донефтяной еще Норвегии все было сложно и болезненно. Мари не скрывает - в юности думала, что лучше бы ей было родиться норвежкой. В ней не было того спокойствия и тепла, которые артистка излучает теперь, но были гнев и стыд. Все решил... Джон Леннон. Его постбитловская композиция «Working Class Hero» («Герой рабочего класса») из альбома «John Lennon/Plastic Ono Band» не перевернула мир, как перевернули его «битлы». Но мир школьной учительницы Мари она встряхнула хорошенько.
- Я услышала ее и поняла, что это про мою жизнь, - вспоминает она. - Джон был мальчиком с рабочей окраины и пел об этом. О том, какой путь и какую школу нужно пройти, как выстоять. Я тоже чувствовала себя девочкой с окраины, испытывала те же эмоции. И я написала первую песню - по мотивам текста Леннона. И с тех пор я пою.
Что ж, текст, который называли остросоциальным, и впрямь стоит внимания. Правда, он вряд ли только про «рабочий класс». Скорее о том, как ненавидят тебя, если ты умен, и презирают, если дурак, как делают зависимым от телевидения и религии, о том, что ты, который мнишь себя свободным, на самом деле крепостной. И тебя манят, мол, стремись наверх, не щадя никого, там найдется теплое местечко....
И душа Мари загорелась. Она поняла, надо начинать свой путь. Сейчас, уже будучи мировой звездой, записав полтора десятка альбомов, объездив половину земного шара, Бойне говорит, что больше всего любит ходить с внуками на рыбалку или по ягоды и с ними вновь открывать мир. А еще обожает представлять себя внутри какого-нибудь фильма - говорит, не стань певицей, была бы режиссером. Любит «хорошо смеяться» и убеждена, что нет ничего интереснее живой человеческой истории.
- История - это путь каждого человека к себе, - говорит она. - У каждого это странствие происходит по-разному.
Мари Бойне считает, что этот путь к себе и есть условие выживания саамского народа, разделенного, населившего окраины четырех стран. Пережив со своими соплеменниками не лучшие времена и зная, как поднялись норвежские саамы и с какой гордостью сейчас относятся к своим традициям, российским братьям она дает один совет:
- Не политика, не экономика, а культура - вот главное. Мы живем тяжело потому, что у нас мало знаний о самих себе. Мы поднимаемся лишь тогда, когда находим это знание, когда развиваемся, когда живем культурой. Я знаю, что мои визиты важны для здешней общины кольских саамов, и горжусь этим, их надо будить. Самое главное - искусство и история предков.
Рок, поп, джаз, фолк - никто не возьмется точно описать, в каком жанре работает Мари. Импровизации, пластика, умопомрачительные соло, которые выдают ее музыканты - гитарист Рогер Людвигсен, трубач Гуннар Халле, басист Кьетиль Далланд и барабанщик Оге Гуннар Аугланд... Обнаружить в этом чистый фольклор невозможно. Хотя среди авторских композиций Бойне есть и аутентичные саамские вещицы. Мягко говоря, в переложении. Исполнила она, к примеру, йойк, услышанный от 80-летней жительницы Ловозера, - и зажгла зал, словно гуру рок-н-ролла.
И все же, поет Мари лирическую песню или отплясывает, почти входя в транс, слушаешь ее композиции и действительно начинаешь путь внутрь себя. Но что бы там ни увидел, на сердце становится легко. И даже если не все так гладко на дне души, найдутся силы, чтоб самого себя простить. И жить дальше - с радостью.
Татьяна БРИЦКАЯ
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 09.04.2014