Нет, с нашим-то «Стейнвеем» все было в порядке. Но гостья Заполярья привезла с собой запись ансамблевой «минусовки» из своего свежайшего альбома 2013 года «Soul Quest». И теперь именитый мурманский фортепианный механик перенастраивал инструмент под звучание привычного для Кейко Мацуи рояля марки «Ямаха СFX». А памятуя о том, с каким трепетом сотрудники филармонии относятся к своему «Стейнвею», Александр Семенович клятвенно заверил, что после концерта вернет настройку в исходное состояние.
Но все это чисто технические детали, которые тотчас забылись слушателями, едва Кейко вышла на сцену. Трудно было признать в даме c укладкой на голове и в элегантном концертном платье хрупкую девушку в кожаной курточке и по-студенчески распущенными по плечам волосами, какой госпожа Мацуи предстала буквально за пару часов до того на пресс-конференции в отеле «Меридиан». Об официальном возрасте пианистки стоило бы упомянуть хотя бы в качестве комплимента ее неуходящей молодости, но достаточно и того, что не менее официально ее нынешний концертный тур по России посвящен 25-летию выхода самого первого альбома. Который, кстати, одновременно появился в Японии и США. С тех пор их число перевалило на третий десяток.
А накануне концерта я заглянул в один из крупнейших мурманских музыкальных магазинов и услышал: «Нет, альбом «Soul Quest» еще не поступал»... Какова же была моя радость, когда в фойе филармонии я увидел в продаже специально привезенные заокеанские диски. Ведь в одной из собственных композиций гостьи из Страны восходящего солнца, композиции с символическим названием «Антарктика», ей подыграл мой любимый бас-гитарист Маркус Миллер, легенда джаз-рока!
К слову, после концерта, когда Кейко охотно подписывала в фойе свою новинку всем желающим, я не удержался от вопроса о работе с Маркусом.
- О, это очень душевный и мягкий человек, а музыкант великий! - искренне воскликнула пианистка.
К сожалению, из нового альбома в Мурманске прозвучала только единственная, заглавная, вещь «Soul Quest» (в переводе - «Душевные поиски»), где в «минусовке», так сказать, за кадром, пианистке подыграли Эрик Бейнс на басу, Камерон Стоун на виолончели и Дерек Накамото на синтезаторе. И только дома мне удалось услышать композицию «Stingo», где Кейко Мацуи впервые в своей творческой биографии запела. И приятным голосом!
- Я посвятила эту песню своему любимому с юности музыканту Стингу, - призналась пианистка, - а мое пение оправдывается хотя бы названием альбома…
С юности Кейко любит и творчество Стиви Уандера, которого еще лет сорок назад короновали в число «лучших мелодистов мира». По крайней мере, в ее собственной композиции «Лилия» мне послышались нотки и приемы, использованные Стиви Уандером в игре на клавишах в альбоме «Путешествие в тайную жизнь растений». Который, между прочим, в 1979 году так называемые музыкальные критики обозвали провальным, а неугомонные поклонники в Мурманске (а, оказывается, и в Токио!) нарекли блистательным.
Большую же часть своих пьес госпожа Мацуи исполняла на рояле без электронного сопровождения. И поэтому, несмотря на красочные световые эффекты с эстрадными дымами, частично растеряла джазовую составляющую своего привычного образа. Чисто фортепианные произведения нашей гостьи вполне укладываются в классический с XIX века жанр ноктюрна, который, впрочем, очень хорошо слушается длинными зимними вечерами у камина.
Или у компьютера... Главное, чтобы они звучали умиротворяющим музыкальным фоном, который так необходим человеку в наш нервный век.
Павел ВИШНЕВСКИЙ.
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 13.11.2013
Газета "Мурманский вестник"