- У нас там сейчас почти жарко! Но на гастролях в России, даже на Сахалине, я никогда не обращал внимания на погоду. Поэтому Мурманск, благодаря вашей публике, останется в моей памяти очень теплым городом! - с белозубой улыбкой обронил чернокожий музыкант после концерта в нашей филармонии.
Прибыл за полярный круг известный (несколько сольных дисков в джазовых чартах!) американец вместе со знаменитым барабанщиком Олегом Бутманом, младшим братом еще более знаменитого саксофониста Игоря Бутмана. Еще четверть века назад Олег, будучи студентом музучилища, начинал свою ударную карьеру в ансамбле Игоря.
- А пересекаются ли сейчас на сцене братья Бутманы? - спрашиваю гостя Мурманска.
- Да постоянно! Устроителям всевозможных фестивалей очень нравится выигрышный ход «Два джаз-брата», да и мы с Игорем любим выступать вместе. Не открою большого секрета, но уже есть договоренность дать совместные концерты в следующем году.
Впрочем, идею «семейного подряда» младший Бутман уже воплотил в составе своего инструментального трио, которое привез в Мурманск. На фортепиано в нем играет, и толково играет, жена барабанщика Наталья Смирнова, с которой Олег познакомился шесть лет назад. В фойе мурманской филармонии был вывешен огромный плакат с обложкой нового, уже второго по счету, диска Олега и Натальи «Взлетная полоса», большинство композиций которого они сочинили вместе и записали в одной из студий Нью-Йорка в прошлом году. После концерта семейная пара охотно подписывала мурманчанам свою новинку, продававшуюся тут же, в фойе.
А желающих заполучить автографы было немало. Концерт буквально завел публику, хотя назвать его презентацией нового альбома нельзя. Прозвучала всего лишь одна инструментальная пьеса из «Взлетной полосы», но зато какая!
- Мелодия и ритм композиции «Полет души» зародились у меня в больнице в Германии, где я долгими часами просиживал возле безнадежно больного папы. Он был моим первым учителем музыки… - вздыхает Олег.
В мурманской филармонии «Полет души» прозвучал совсем в другой интерпретации, чем на упомянутом диске. Состав инструменталистов более аскетический - барабаны, рояль и контрабас (Григорий Зайцев). В студии же Олегу Бутману и Наталье Смирновой подыгрывали пятеро бродвейских джазменов, в том числе Лион Фостер на экзотическом инструменте «стилпэн» - металлических барабанах разной тональной высоты, пришедших в мировой джаз с тропических островов Тринидад и Тобаго. Но в мурманском варианте композиция ничуть не потеряла глубины, поскольку держится на блистательной игре на обычных акустических барабанах изумительного ударника Олега Бутмана.
Впрочем, это была едва ли не единственная чистая инструменталка на концерте. Худрук блистательного трио сознательно вывел в лидеры своего друга-певца Тая Стивенса. В его исполнении прозвучали классические вещицы джазового мейнстрима, но две из них хотелось бы выделить.
Первое отделение концерта Стивенс завершил замысловатой аранжировкой песни Чика Кориа «Испания». Понятно, чем привлекла она Бутмана и Смирнову. Ведь автор не только почитаемый всем джазовым миром пианист, но еще и ударник!
А во втором отделении Стивенс продемонстрировал и собственный композиторский дар, пропев, протанцевав и показав фокусы джазового вокала без слов в яркой мелодии своего сочинения «Ожидание». Колоритный завсегдатай бродвейских театров и клубов!
На бис Стивенс вместе с трио Олега Бутмана подтвердил давно известную истину, что высококлассные джазмены легко могут перепрыгнуть в любой жанр. На «посошок» Стивенс исполнил знаменитый фанк Стиви Уандера «Superstition» из альбома 1972 года. А Бутман с коллегами так здорово подыграл певцу настоящими хард-роковыми риффами, что диву даешься.
…На обложке диска «Взлетная полоса» Олег Бутман и Наталья Смирнова, взявшись за руку, шагают по грунтовому аэродрому, а за их спинами взлетает старый добрый кукурузник. Это, пожалуй, классический джаз не хочет идти на посадку.
Павел ВИШНЕВСКИЙ
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 15.10.2013
Газета "Мурманский вестник"