Казалось, ничто не предвещало такого поворота событий. За 30 лет концертных выступлений Жилин раскрутил свое фирменное название «Фонограф» в составе и трио, и квартетов, и даже биг-бэндов на полсотни персон. В Мурманск отец-основатель «Фонографа» привез традиционный для диксилендов септет из семерых инструменталистов, но не без юмора пригласил мурманчан на юбилейный концерт коллектива:
- Если будете в ноябре в Москве, милости прошу в Государственный Кремлевский дворец, там «Фонограф» выступит в составе 55 музыкантов.
Первое отделение концерта началось как блистательная лекция мастера джазового фортепиано по истории жизнерадостных диксилендов.
Если джаз в целом долгие годы в нашей стране относили к категории легкой музыки, то диксиленд вообще шел по весовой категории пуха. Сергей Жилин, пересыпая свой рассказ шутками, поведал вкратце о долгой извилистой дороге жанра, восходящего к рэгтаймам более чем столетней давности.
- Впервые я услыхал настоящий рэгтайм в начале восьмидесятых в исполнении самого Раймонда Паулса. Это была легендарная мелодия Скотта Джоплина «Артист эстрады». Я заболел ею…
Сергей Жилин подсел к роялю и заиграл. И дал изящный мастер-класс, комментируя в микрофон свою игру сначала левой рукой, затем правой и демонстрируя различные приемы исполнения по мере их усложнения. В результате публика вдруг обнаружила, что маэстро играет на нашем филармоническом «Стейнвее» чуть ли не тремя руками. Регтайм, буги-вуги, рок-н-ролл, виртуозные композиции Дейва Брубека и Оскара Питерсона. Последнего, к слову, Сергей Жилин назвал своим любимым клавишником.
На сцену потянулись коллеги пианиста: труба, тромбон, альт- и тенор-саксофоны, гитара, бас-гитара и барабанщик. Не одному мне, наверное, вспомнились вещие слова кота Бегемота «Маэстро, урежьте марш!» Ансамбль Сергея Жилина именно «урезал» какие-то истинно салунные вариации от полуразвратной «Моей красавицы» до классической увертюры из оперы «Кармен». Блеск, шарм и радость другой жизни!
А во второй части концерта «Фонограф» преподнес мурманчанам сюрприз, который не значился в программке. Сергей Жилин вывел на сцену молодую московскую певицу Марианну Савон (ударение в фамилии на последнем слоге). Голосистую мулатку, мама у которой русская, а папа кубинец, руководитель «Фонографа» приметил в прошлом году на отборочных турах популярной телепередачи «Голос». И хотя Марианна не попала в финал, Жилин предложил ей место солистки своего коллектива.
И вот когда певица запела джазовый хит «Девушка из Ипанемы», которому в этом году стукнуло ровно полвека, пианист принялся подпевать приятным баритоном. Так композитор и пианист Антонио Карлос Жобим подпевал когда-то великой бразильской певице Аструд Жильберто. Публика сначала обомлела, а потом взорвалась аплодисментами.
В изумительном стиле Марианна исполнила и хит всех времен и народов «Summertime» Джорджа Гершвина. А после овации на бис прозвучал классический фанк, местами переходящий в рок-н-ролл «I Feel Good» Джеймса Брауна. Тут уж Жилин не усидел и принялся свинговать, аккомпанируя певице, стоя.
- Вы знаете, - обратился маэстро к залу, - мне немного страшно выступать среди этих серьезных портретов (на стенах большого зала Мурманской филармонии изображены классики от Баха до Чайковского. - Прим. автора), но ведь и великие композиторы когда-то тоже смеялись?
Жизнерадостная музыка диксиленда «Фонограф» полностью подтвердила здоровую долю истины в этой уместной шутке.
Павел ВИШНЕВСКИЙ.
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 08.10.2013
Газета "Мурманский вестник"