— Главным славянским божеством был Ярила — бог силы и Солнца. А ярга — это славянский солярный знак, символ непрекращающегося круговорота жизни, вечного возрождения после неизбежной смерти...
Так поэтично музыканты из Петрозаводска, побывавшие недавно с гастролями в Мурманске, объяснили мне смысл названия своей команды. Карельская «Ярга Саунд Систем» участвовала в большом концерте, где кроме них выступили еще двое норвежских артистов. С одним из них, джазовым пианистом Бугге Весселтофтом, северяне познакомились впервые, а вот звезду саамской музыки Мари Бойне ждали с нетерпением. После своего прошлогоднего выступления в программе Дней норвежской культуры она обзавелась в Заполярье преданными поклонниками и почитателями.
На сцене областной филармонии развернулся целый музыкальный марафон, растянувшийся на долгие часы. И если моменты выступлений артистов томительными назвать было никак нельзя, то антракты не могли не удивить своим размахом. По полчаса настройка звука между отделениями, а то и по часу — перед выступлением Мари Бойне не смогли скрасить ни фотовыставка в фойе, ни музыка от мурманских диджеев там же. Норвежцы прибыли впритык к концерту и репетировали по ходу, объяснили организаторы. Впрочем, часть зрителей этих объяснений уже не услышала — ушла. Будем надеяться, что в будущих концертах — а их в планах недавно созданного в Мурманске творческого объединения «Mnogo music» еще немало — четкости станет больше.
«Дорога в Арктику» — так назвали свой проект карельские артисты. Выглядит он так. Берется старая советская кинохроника, конца 20-х — начала 30-х годов прошлого века — в данном случае она рассказывает о путешествии по Мурманской железной дороге из Карелии на Кольский край. Берется самый немыслимый набор музыкальных инструментов — от старинного карельского кантеле (струнный инструмент вроде гуслей) до авангардистской конструкции из обычной пилы и непонятных к ней дополнений. Плюс активное использование электронных технологий. Ну и, конечно, артисты — трое симпатичных молодых людей, увлеченных народной музыкой Севера: тут и поморские песни, и финские, и музыка малого народа — вепсов, и шаманские напевы. Все это собирается воедино и организуется в некое музыкальное произведение, соединенное, как прочными нитями, причудливым вокалом.
— Мы считаем себя новыми таперами, — пояснил с улыбкой один из участников проекта Александр Леонов. — Фильм идет, а ты дополняешь, оживляешь его своей музыкой. Это не шоу в том смысле слова, который в него вкладывают, скажем, в Голливуде. Это попытка показать что-то, что осталось за кадром этой хроники, как-то домыслить ее. В Мурманске мы впервые, проехали той же дорогой, что показана и в этой киноленте, только спустя десятилетия, и это было весьма интересная поездка. Лишний раз убедились, что в архаичной старинной музыке есть какая-то глубинная связь как с началом прошлого века, так и с нашими днями. Я сам делаю инструменты для этого проекта, и, кстати, если с пилы снять все «примочки», то ею вполне можно пилить дрова — как обычным рабочим инструментом.
Сейчас артисты готовят к выпуску новый альбом — материал для него записывали в Заонежье, красивейшем уголке Карелии, на празднике Масленицы. Как обычно, будут объединять песенный фольклор с современностью, с электроникой.
— Мне «Ярга» показалась весьма любопытным проектом, — поделился впечатлениями мурманский музыкант Сергей Баканев. — Это самобытно, ярко и, главное, это честно. Ребята держатся на голом энтузиазме и желании сохранить то, что им дорого, в данном случае культуру Севера. Они интересны своей неотшлифованностью, нет на них глянца, присущего раскрученным звездам этномузыки, которые уже не столько творят, сколько деньги зарабатывают.
А вот, по признанию самих музыкантов, на сцену Мурманской филармонии они выходили с опаской — не всегда и не везде в нашей стране публика готова к восприятию подобных экспериментальных проектов. Но северяне не разочаровали — приняли хорошо. В отличие, например, от Перми: этот город нынче принято считать чуть ли не культурной столицей России, однако «Яргу» там встретили настороженно.
— Вы ближе к Скандинавии, больше видели и слышали, наверное, из современной музыки, — сказала еще одна из участниц проекта Ольга Гайдамак. — Нам тоже доводилось выступать в Европе, на фестивалях, — там совсем другой уровень восприятия, другое отношение к новаторству в области музыки.
Лояльная к экспериментам мурманская публика благосклонно приняла и еще одного участника концерта — Бугге Весселтофта. Джазовый музыкант, пианист, импровизатор, он успевал стучать по клавишам, жать на кнопки на электронном пульте, петь, бить в бубен — и все это практически одновременно. Впрочем, на мой взгляд, солировал в его выступлении все же компьютер, которым Бугге владеет отлично и на котором как заправский диджей воспроизводил самые оригинальные композиции. Как у рачительного хозяина, у норвежского артиста все шло в дело: пара пропетых нот тут же обрабатывалась электроникой и раскладывалась на тысячу составляющих, а энергичный стук по крышке рояля вплетался в джазовый стандарт. На заднике сцены в это время крутились завораживающие цветные проекции… Ни дать ни взять — клубная вечеринка, а то, что происходила она в солидном и чопорном филармоническом зале, добавляло всему происходящему некий сюрреалистический оттенок.
Что и говорить, современные технологии сильно облегчили людям процесс творчества — вкалывают роботы, как пелось в одной детской песенке советской поры, а не человек. Однако же в Норвегии Бугге Весселтофт весьма известен, на его счету уже три студийных альбома, он активно гастролирует, выступает вместе со звездами норвежской сцены, участвует в международных проектах.
В Мурманске же, как и во всем мире, поистине популярной можно назвать землячку Бугге — саамскую певицу Мари Бойне. После фурора, произведенного первым ее выступлением, северяне с нетерпением ждали новой встречи, и самых преданных поклонников не охладили ни позднее время, ни долгое ожидание. Сказать, что эта мировая знаменитость востребована — ничего не сказать: в Мурманск она прибыла с гастролей, и после нашего концерта ее ждал следующий тур. Тем не менее на сцене Мари была, как всегда, энергична. Голос — удивительный, пронзительный, за душу берущий — не отпускал: иногда казалось, что поет хор, а не одна довольно небольшая женщина. Тихий шепот, пронзительный крик, горловой низкий рокот — ей все подвластно. Йойк — традиционное саамское пение, был когда-то частью колдовских ритуалов, за что его запрещала церковь. Мари пришлось проявить характер, когда она выбрала для себя эту музыку и сделала ее своей жизнью. Трудности и непонимание, затем поддержка известных мировых звезд, выступления, альбомы, триумфальное возвращение в родную страну и — бешеная популярность саамских песен как основы для всяческих музыкальных проектов. Сейчас в Норвегии и в Скандинавии йойк поют многие, сочетая его с самыми разными направлениями и стилями — от «Аббы» до Владимира Высоцкого ( доводилось услышать и такое). Но звездой стала, пожалуй, только Мари Бойне. Наверное, потому, что она смогла, экспериментируя, сохранить те самые колдовские корни этой музыки...
Кстати, интересно, что йойк оказывает какое-то магическое действие на детей. Не от одной своей знакомой слышала, как внимательно малыши впитывают эту музыку, как совсем крохи, не умеющие толком говорить, начинают подпевать на своем «птичьем» языке… А на концерте Мари Бойне в Вадсе «порвала зал» малышка, которая выпрыгнула к певице на сцену с маминых коленок и совершенно органично, без всякого стеснения и даже вполне мастерски начала танцевать и подпевать саамской звезде. В какой-то момент показалось, что зрители уже больше смотрят на эту кроху, выделывающую невообразимые па в лучах софитов, чем на Мари. В общем, растет смена...
Организаторы концерта, превратившегося в настоящее музыкальное шоу, обещают и дальше радовать северян интересными музыкальными событиями. Будем следить за афишами!
Юлия МАКШЕЕВА
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 30.09.2009
газета «Мурманский вестник»