Для каждого артиста гастроли — это как глоток свежего воздуха. Возможность заново оценить свои силы, сравнить уровень мастерства — своего и коллег из других концертных организаций, да и просто почувствовать ответную реакцию незнакомой аудитории. Все это дорогого стоит. Художественный руководитель Мурманской филармонии Сергей Гиваргизов это всегда хорошо понимал, ведь и сам он, по собственному признанию, в первую очередь артист, а уже потом администратор.
Так называемые обменные концерты между филармониями Северо-Запада уже несколько лет как прочно вошли в практику работы. Давно проторили мурманские музыканты дорожку и на международный фестиваль «Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире». По рекомендации его организатора маэстро Юрия Темирканова мурманская вокалистка Раузалия Гиваргизова в апреле нынешнего года впервые участвовала в Московском международном фестивале камерной музыки «Весна в России». А недавно творческая чета Сергей и Раузалия Гиваргизовы и концертмейстер Нина Малышева вернулись из Краснодара, где певица дала сольный концерт в муниципальном органном зале.
Иметь в филармонии свой орган — давняя мечта художественного руководителя, к реальному воплощению которой он даже предпринимал конкретные шаги. Однако жизнь, как известно, не считается с нашими планами. Так что быть ли в Мурманской филармонии этому фантастическому во всех смыслах инструменту — в самом благоприятном случае перспектива не близкая. Но мечта-то осталась! Поэтому, будучи прошлым летом проездом в Краснодаре, Гиваргизов просто не мог не зайти в местный органный зал. Восхитился, порадовался за коллег, побеседовал с директором. И — предложил организовать обменные концерты. Ударили по рукам. В январе совместно утвердили программу выступления «Ave Maria», как нельзя лучше подходящую для органного концерта. И вдруг в марте звонок из Краснодара: извините, кризис, принять не сможем...
— Не хотелось так просто сдаваться. Кризис кризисом, но выход всегда можно найти, — рассказывает Сергей Гиваргизов. — Обратились с официальным письмом в Мурманское отделение Балтийского банка, чьим клиентом является филармония, и нашли у его руководства понимание. Стали готовиться к поездке, но за неделю до выезда — снова звонок: органистка попала в больницу, предстоит операция…
Ну что на это скажешь? Не судьба!
— А рояль в зале есть? — быстро нашелся Гиваргизов.
— Да, «Стейнвей».
— Значит, концерт состоится!
На выступление мурманской певицы, которую здесь до сих пор не знали, в зал на 600 мест было продано около 500 билетов, что, по словам его директора, большая редкость. Скорее всего, публику привлекла необычная, чрезвычайно сложная программа, состоящая из произведений Беллини, Доницетти, Генделя, Скарлатти — сцены и арии из опер «Сомнамбула», «Норма», «Анна Болейн», «Ксеркс», «Оттон», вокальные сочинения Моцарта, Каччини, Кальдара. Все они исполнялись на итальянском и латинском языках. Сергей Гиваргизов как знаток и ценитель сочинений старинных мастеров взял на себя роль ведущего, а точнее, комментатора. Подстрочный перевод каждого произведения, безусловно, помог восприятию незнакомой большинству слушателей музыки. Впрочем, эта страстная, волнующая музыка, по его мнению, даже звучащая на чужом языке, способна проникнуть в сердце и душу любого человека.
Судя по бурным аплодисментам, выступление мурманской солистки краснодарским меломанам пришлось по душе. Например, профессор местной Академии искусств призналась, что лет двадцать ей не приходилось слышать подобной программы, похвалила чуткий, деликатный аккомпанемент Нины Малышевой.
Но почивать на лаврах музыкантам долго не придется. После летних каникул в начале следующего сезона Раузалию Гиваргизову ждет ответственный сольный концерт в московском музее имени Пушкина.
Ольга ДАНИЛОВА, газета «Мурманский вестник», 05.06.2009.
газета «Мурманский вестник»