г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.3

Смотри назад, но не оглядывайся

Дневная тишина — обычное состояние внутри областной филармонии. Редкий посетитель заглядывает сюда в эти часы, чаще всего по служебной надобности. Поднимаясь на четвертый этаж по запасной лестнице, что за сценой концертного зала, я невольно замедлил шаг. Откуда-то сверху разлилось между пролетами этажей сильное и ровное пение. Последние репетиции, скоро премьера «Мадам Баттерфляй», подумалось мне. Только какой же приглашенный тенор появился в Мурманске аж за несколько дней до премьеры? Странно… А голос все лился и лился из-зад вери. Было хорошо, и я не осмелился прервать пение стуком. Незапертой оказалась одна из соседних дверей, в подсобное помещение. Кто это поет, тихо спросил находившуюся внутри пожилую женщину. «Сергей Георгиевич репетирует»,— ответила она. Так и стоял я под дверью еще несколько минут. Бывают мгновения, когда не надо торопить события. И пусть дела, даже самые неотложные, подождут… Есть люди, которые несут в себе некую загадку, словно бы это выбранная ими линия жизни. Рассудочно можно объяснить все, в том числе их поведение. А загадка при том остается и притягивает к человеку словно магнитом. К числу таких людей я отношу художественного руководителя Мурманской областной филармонии заслуженного артиста России Сергея Гиваргизова. Знакомы мы не один год, а вот понять его не могу. И ведь уже ровно 20 лет работает и живет он в Мурманске, из них десять — художественным руководителем учреждения, название которого с древнегреческого переводится как любовь к гармонии. По-моему, гармония в жизни — это способность прийти к согласию с самим собой. Об этом мы беседуем с Гиваргизовым, давно позабыв о формальных причинах встречи — его мурманских юбилейных датах. И в какой-то момент я начинаю понимать: ничего случайного нет, даже если жизнь представляется сотканной из случайных непредсказуемых событий. Только бы почувствовать, понять, в чем твое предназначение на Земле. Только бы… Гиваргизову не надо задавать вопросы. Он и сподвольсам задает их себе, разматывая нить прожитого. И делает одно за другим открытия, которые, может быть, и не замечает. Я не завидую, я радуюсь в душе оттого, какой захватывающей, всепоглощающей вещью может быть жизнь.

Господин случай

Дадим слово самому Сергею Гиваргизову.

Прослушивался в Пермский оперный театр. Очень хороший театр. И меня взяли туда, должен был дебютировать Водемоном в «Иоланте» Чайковского. Но случилось то, чего никогда не ждешь...

На руках был билет в Пермь, а за два дня до отъезда жена попала в больницу, с тяжелой операцией. Мог ли я уехать? Есть ситуации, которые не обсуждаются. Иначе себя перестанешь уважать...

Потом все благополучно разрешилось, но время ушло. И здесь объявили конкурс-набор артистов в украинскую академическую капеллу «Думка». Меня приняли солистом-тенором. С «Думкой» объехал десятки стран мира, по 4 месяца в году были за границей. Но это не главное. Я встретился с божественной музыкой, которая перевернула сознание. В опере громче и зычнее спел— уже хорошо. Но как можно Баха и Генделя кричать? Кантатно-ораториальная музыка оберегает от форсировки голоса, дает возможность мыслить — о чем и как ты поешь. Произведения ее овеяны библейскими образами — ты не можешь петь просто так. Ты должен пропустить их через свое сердце...

Невозможногонет

В 9 лет я попадаю в кинотеатр и смотрю фильм «Молодой Карузо». Не путайте с фильмом «Великий Карузо» с Марио Ланца. Молодой — это Марио дель Монако, тоже выдающийся итальянский певец.

Мой папа — киношник. Взял меня за руку и отвел в зал, чтобы чем-то занять, пока он решает свои дела. Я слушаю Марио дель Монако, и теперь все остальное для меня потеряло смысл. Какое счастье слушать — эта песня «О, Мари». Неужели я смог бы исполнить ее?

Уроки пропускаю, чтобы еще раз посмотреть фильм. Сейчас, спустя 51 год, расскажу вам его по кадрам. А тогда — прихожу домой, забираюсь на тахту и начинаю изображать пение. И вдруг происходит чудо — у меня прорезался голос.

Конечно, о чем поет дель Монако, я не мог понять. Начал изучать итальянский язык. В Ереване ни учителей, ни самоучителей не было. Знакомая была, у которой папа дипломат. У него выпросили самоучитель итальянского для дипломатов… За три года выучил. В 15 лет итальянским я уже свобод­но владел...

Все тебепомогут

Пропадаю в опере, благо живем в Ереване напротив оперного театра. 50 раз прослушал «Аиду», по 40 — «Тоску» и «Риголетто». Билетерши ко мне привыкли и беспрепятственно пропускают.

В театре есть очень хороший певец Сергей Данелян. Боюсь к нему подойти и по пятам хожу за ним на улицах города. Но вот набрался наглости — попросил послушать. И он начинает со мной заниматься в музучилище. А мне всего 14 лет и учусь еще в 7-м классе обычной школы. Через три года он приходит к моему отцу и говорит: «Надо, чтобы сын поступил в консерваторию». Отец против: сам технарь, он и меня видит в техническом институте. В общем, по-своему он был прав. Я поступаю в политехнический институт, но музыкой продолжаю заниматься частным образом.

В Ереван приезжает Евгения Мирошниченко, народная артистка Советского Союза. Вечер с шашлыками после спектакля. «Кто этот молодой человек?— спрашивают дорогие гости Данеляна. — Пусть споет».

Потом Мирошниченко задумчиво произносит:

— Тебе надо переезжать в Киев, учиться в консерватории.

Я молчу, но уже знаю, что делать. Старший брат учится в киевской аспирантуре. С ним втайне от отца мы договоримся. Евгения Мирошниченко приведет меня к прекрасному украинскому тенору Константину Огневому. Но в тот год я в консерваторию не поступил, опоздал. На следующий прошел «на ура», хотя 446 претендентов на шесть мест теноров… А какие украинцы голосистые— известно...

Институт позади — я работаю программистом-математиком на заводе— почтовом ящике. И пою в оперной студии. И еще не знаю, чему отдам свое сердце.

Это Костя Огневой посоветовал — езжай в Пермь, на время. А пока в Киевском оперном созвездие своих народных артистов— он сам, Гуляев, Мирошниченко, Чавдар, Бэлла Руденко, Дмитрий Гнатюк, друг мой Соловьяненко— царство ему небесное...

Мне слава не интересна. Я хочу научиться петь так, чтобы в душе была гармония. Все повторяю слова Александра Македонского: «Меня хоронить будете, чтобы через гроб ладони были видны. Покажу своим гражданам, что завоевал полмира, а с собой ничего не уношу».

«Музыка пид нотами»

Человек в этот мир приходит развиваться, а не копить. Я люблю репетиции— можно сразу исправить… А в концертах лишь вдогонку сожалеешь — не получилось… Репетиция для меня праздник. А иные артисты любят праздность — софиты, аплодисменты. Сейчас перевожу на русский воспоминания Карузо. К нему люди со словами восхищения после спектакля, а он утра ждет не дождется. Чтобы в классе весь спектакль пропеть заново...

Мне профессор-дирижер говорил: «Музыка пид нотами. Шо вы дывитесь на них, в нотах правды нэма...» Еще говорят: архитектура — застывшая музыка. По-моему, музыка — это вечная архитектура, которая все время обновляется чьей-то душой. Ноты — каркас здания, и ты должен в него войти и расставить мебель, как твой вкус позволяет. Ведь миллион раз все сыграно-пропето. А ты сделай так, чтобы эти семь нот прозвучали по-твоему, по-новому! И тогда твое искусство будет нужно людям.

«Думка» преобразила: мысль об оперном театре меня абсолютно оставила. Даже характер начал меняться. Но опять несчастье...

Апрель 1986 года. Чернобыль. 9 мая проходит велогонка Мира на Украине. Жарко. Люди в Днепре купаются, ничего не подозревая. Только 11 мая говорят правду. Я парторг в «Думке», о чем не жалею, и партбилет до сих пор храню. Для меня нет вопроса, когда приходят и говорят: вы должны ехать в Славутич и выступать перед людьми. Мы едем, хотя ничего еще не понимаем. Выступаем в местах проведения аварийных работ и возвращаемся в гостиницу (бывшую школу) в Славутиче. Знакомлюсь с Велиховым, председателем государственной комиссии. Кстати, он большой любитель пения. Евгений Павлович отводит меня в сторону и тихо говорит: «Сережа, ты должен уехать из Киева, иначе потеряешь голос...»

Действительно, через две недели после командировки у меня пропал голос. Подсказала выход Валентина Петровна Залавская. Мы давние партнеры, вместе пели в квартете «Думки». В 1986году она сразу уехала к дочери в Североморск. Нельзя было оставаться в Киеве с заболеванием крови. Узнав, что у меня появились аллергические реакции, проблемы с горлом и голосом, решительно предложила: Мурманской филармонии нужен тенор! Кто-то скажет: странные люди, с юга на север жить поехали...

И ты поможешьвсем

В Мурманске нет традиции. И ее надо создавать. Постепенно филармония превращается в Храм. Я поражаюсь, сколько молодых людей теперь к нам приходит.

Человек, который с малых лет слушает музыку Чайковского, Рахманинова, Верди, смотрит картины Рафаэля, Микельанджело, Серова, Васнецова, он никогда не сможет стать преступником. В него уже вошла божественность. Тратим огромные средства на наркоманию. Вместо того чтобы изначально приобщать к высокому.

Сегодня у нас есть абонемент-программа «Классическое музыкальное наследие нашим детям». Когда-то начинали ходить в детские сады, прогимназии, школы — во фраках, с классической музыкой, от Баха до Чайковского. Приносили в класс живой звук и приучали детей к тому, что есть иная, высокая музыка. Сейчас даем более двухсот концертов в год. За 18 лет, я посчитал, дали более четырех тысяч концертов. Эта работа не видна. И не нужно. Добро не для того, чтобы свою роль под­черкнуть. Склони голову по-христиански и делай свое дело— это мой девиз. Не по-рабски, по-христиански склони!… Добро само к какому-нибудь берегу приведет. В троллейбусе окликают: «Здравствуйте! Не помните меня? Вы десять лет назад в нашей школе неаполитанскую песню пели. С тех пор я люблю пение». Уже дети детей с нашего абонемента ходят на концерты...

В 1998 году Владимир Пастер, директор филармонии, предложил мне стать художественным руководителем. Я поставил условие: совмещать должность с пением. Довольствуюсь очень малым. Пою в абонементе. Ежемесячно десять концертов. Пою для детей и волнуюсь больше, чем на аудитории целого зрительского зала. Дети чисты. Они сразу фальшь от искренности отличают. И для меня честь— петь для них.

Неважно где, важнокак

Я решил здесь реализовать эстетику, которую приобрел. Мечтал, чтобы у филармонии появился свой оркестр. Он появился в 1999 году. Мечтал оперы ставить в концертном исполнении— и они появились. Не нынешние шлягерные, а великие, старой школы. Того хамства, которое сейчас про­цветает в искусстве, тогда не было. С 2001 года много над этим работали с бывшим директором филармонии Александром Баранниковым и другими. В загранкомандировках иные шмотки покупали, а я клавиры. «Травиату» мы с дирижером Дамианом Йорио ставили по клавиру, в котором были пометки рукой самого Верди — 1868 год! Ставили так, как Верди хотел. И я решил: какой бы крупный проект ни был, один концерт мы обязательно должны показывать на периферии в области. Оперу «Служанка-госпожа» повезли в Ревду. Не представляете, что там творилось! Вот будет «Иоланта» — думаем повезти в Гаджиево.

Много времени и сил отнимает педагогическая работа. Не только в Мурманске. Из Финляндии ко мне сюда приезжали. А теперь приглашают на работу к соседям. Много предложений. Четыре месяца работал в Австралии, и сейчас зовут туда. Родные говорят: ты «крэйзи». Австралия пре­красная страна, где бог создал рай. А я понял: главное — не где жить, а как жить. Можно и в Париже прозябать.

За эти годы создали такую основу, от которой трудно уйти. В филармонии у нас нет ни лилипутов, ни циркачей… И билеты не дороже 150 рублей. За это получаем по голове. Но мы сказали: извините, наш зритель — среднеимущий, к сожалению, человек. Но это самые лучшие люди. Наш народ очень духовный, а особенно северный. Как его оставить без Баха, без Генделя, Чайковского, Моцарта… Настоящее, оно всегда доходит до людей. А моя артистическая стезя еще впереди. К осени готовлю свой сольный концерт в филармонии. Я давно понял: никогда ни о чем не жалей. Смотри назад, но не оглядывайся.

Разговор записал Владимир БЛИНОВ

Газета «Мурманский вестник», 30 мая 2008 года.

газета «Мурманский вестник»

по пушкинской карте
г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.3
Купить билет