В минувшие субботу и воскресенье зал Мурманской филармонии был заполнен до отказа. Билетов в кассе нет, да и откуда им взяться? Ведь на сцене — «Иоланта» Чайковского, а на оперу мурманчане ходить любят.
Сквозь тернии к хэппи-энду
И пусть это было так называемое концертное исполнение «Иоланты» (то есть без декораций), послушать живое звучание последней из десяти написанных Чайковским опер всегда интересно.
Сцена едва вместила симфонический оркестр Мурманской филармонии (дирижер Юкка Пекка Куусела) и мурманский камерный хор «Амадеус» (художественный руководитель Валерий Иванов). Певцы и певицы выходили на авансцену из-за кулис или даже вовсе через зал, поднимаясь по ступенькам. Разумеется, трудно разыгрывать полноценные мизансцены в такой тесноте, но это как раз случай, когда зритель был не в обиде.
Сюжет оперы по нынешним временам настолько же условен, насколько и привычен в вариациях бесчисленных «мыльных» телеопер. Вот слепая от рождения королевская дочь Иоланта, от которой всеми силами скрывают ее слепоту. Вот герцог Роберт, в детстве обрученный с нею, но затем приметивший в супруги другую. Вот рыцарь Водемон, влюбившийся в Иоланту с первого же случайного взгляда. Ну и вот, наконец, специалист восточной медицины Эбн-Хакиа, запросто исцеливший слепую. Впору писать на афишах эпиграф из Пушкина: «Над вымыслом слезами обольюсь...»
Почему же незатейливое, как грабли, либбрето оперы привлекло мурманского зрителя? (Музыку оставим за скобками, о Чайковском либо хорошо, либо ничего.) Худрук филармонии, а по совместительству руководитель оперного проекта, Сергей Гиваргизов ответил кратко:
— Сюжет очень добрый, а идея очень светлая. Доброты и бесхитростности так не хватает в современной жизни!
«Позвольте ручку поцеловать!»
Не впервые мурманская филармония претворяет в жизнь оперный проект международного масштаба. Вот и на этот раз дирижировать приглашен выпускник московской Гнесинки, уроженец финского города Тампере, хорошо знакомый мурманчанам Юкка Пекка Куусела.
— Четвертый раз я приезжаю в Мурманск, — говорит господин Куусела, — и не перестаю удивляться, как ваши музыканты любят музыку! Честные, бескорыстные, отдают себя работе за маленькую зарплату. Времени для репетиций было очень мало, всего восемь дней (для сравнения — постановка такой оперы требует в профессиональных оперных театрах не меньше месяца. — П. В.). И все-таки оркестр сделал это. А какой в Мурманске прекрасный хор — «Амадеус»!
Любопытно, что в группу деревянных духовых инструментов были привлечены финские и норвежские инструменталисты, а в главных мужских партиях пели москвичи, лауреаты международных конкурсов бас Константин Христов (король Рене) и баритон Григорий Осипов (Роберт). На роли Водемона и Эбн-Хакиа были приглашены петербуржцы — тенор Андрей Беличков и баритон Борис Пинхасович. Двое молодых мурманских певцов Александр Михайлов и Евгений Ахмедов вошли в образы Альмерика и Бертрана.
А вот среди женских персонажей преимущество мурманчанок стало подавляющим. Только партию Марты исполняла петербуржинка Лариса Селиверстова. Главная же роль — Иоланты — и главный же успех выпал на долю солистки мурманской филармонии Раузалии Гиваргизовой. Впрочем, не потерялись среди именитых певиц и молодые мурманчанки Ирина Тавалук и Софья Худоян, подруги принцессы по воле датского писателя Герца, автора пьесы «Дочь короля Рене», освоившего любовные хэппи-энды чуть позже Жорж Санд, но зато раньше Голливуда.
— Софья, позвольте ручку поцеловать! — шутил за кулисами в антракте тенор Александр Михайлов, демонстративно припадая на колено. — Поздравляю тебя с великолепным дебютом!
Тенор был прав. Сопрано Софья Худоян впервые вышла в этот вечер на сцену в штатной должности солистки областной филармонии.
Хэппи-энды в одиночку не ходят
После второго спектакля, после второго аншлага музыканты принимали заслуженные поздравления. Памятный кубок театрального фестиваля «Полярная звезда», букет от губернатора, DVD с записью концертной версии от организаторов проекта. И когда только успели растиражировать этот диск!
— Вот видеозапись вчерашнего вашего выступления, — говорит директор филармонии Владимир Словеснов Григорию Осипову, — на память о Мурманске, в двух экземплярах!
Это как раз тот баритон, что блеснул на мурманской сцене самой, пожалуй, знаменитой в «Иоланте» арией Роберта. Ну, помните: «Кто мо-о-жет сравниться с Матильдой моей!..»
Самой же приятной новостью для заполярных любителей классической музыки можно считать почти официально подтвержденный намек, что дирижер Юкка Пека Куусела все-таки станет постоянным руководителем Мурманского симфонического оркестра. Такой вот главный хэппи-энд бессмертной оперы.
Павел ВИШНЕВСКИЙ, газета «Мурманский вестник», 02 декабря 2008 года.
Фото автора.
На сцене филармонии «Иоланта» П. И. Чайковского
Андрей Беличков (тенор), С.-Петербург, Борис Пинхасович (баритон), С.-Петербург, Григорий Осипов (баритон), Москва
Раузалия Гиваргизова
Софья Худоян, Борис Пинхасович, Ирина Тавалук
Юкка Пекка Куусела
Лариса Селиверстова (меццо-сопрано), С.-Петербург
Финал — цветы, благодарности и поздравления
Константин Христов (бас), Москва
Прощай, Иоланта
газета «Мурманский вестник»