«О, милый мой, верь мне, без тебя сердце томится...» или «Саrо mio ben» — так называлась концертная программа в исполнении известного ансамбля областной филармонии «Мурманск-классик-квинтет» и солистки филармонии Раузалии Гиваргизовой (сопрано), прошедший 23 октября в концертном зале Детской музыкальной школы.
Любителей классической музыки в зале собралось немало. Здесь были и дети, учащиеся в музыкальной школе, и взрослые — настоящие ценители такого искусства. И, действительно, посмотреть, а главное, послушать было что! Произведения самых известных, самых любимых всеми композиторов: Вивальди, Джордани, Генделя, Глюка, Булахова, Алябьева, Пуччини — прозвучали со сцены. Ни шороха, ни звука в зале — все замерли, когда музыка, прекрасная, нежная, томная, проникающая в распахнутые сердца слушателей лилась и замирала на одной ноте, звала за собой, заставляла забыть обо всем. Когда зазвучала «AveMaria» Каччини в исполнении Раузалии Гиваргизовой, когда то нервно вздрагивала, то печально плакала скрипка Дмитрия Гилева, казалось, что божественная музыка (божественная и по звучанию, и по содержанию, прославляющая Божью матерь) и всего два слова, бесконечно повторяющихся «Ave Maria», заполнили каждый уголок маленького зала, наполнили каждую клеточку, каждую частичкут репещущей души.
Откуда возникает это ощущение то радости и восторга, то грусти и тихой печали? Играть на струнах души может не каждый коллектив. Здесь требуется владение ремеслом, но, самое главное, талант. Наверное, всегда оставаться требовательной к себе, к своему выступлению, а значит, совершенствоваться — обязательное условие и для творческого роста, и для успеха. Раузалия Гиваргизова, солистка областной филармонии, признается:
— Я всегда стараюсь исправить те ошибки, которые сделала на концерте, и на следующем выступлении сделать шаг вперед. Удавшийся концерт для меня — когда я пришла в полную гармониию с собой, со своим голосом, с восприятием музыки. Я всегда хотела быть певицей, пела с детства. Окончила музыкальное училище при консерватории имени Римского-Корсакова и Санкт-Петербургскую Академию культуры. Моя первая учительница по пению — Тамара Сердюк, но главный педагог, который направил меня — Сергей Гиваргизов, художественный руководитель нашей филармонии. Я сама люблю музыку старых мастеров, музыку барокко, романтическую. Люблю оперу, музыку, написанную настоящими мастерами и для мастеров пения, которые владеют секретами бельканто. Чтобы выучить оперу, мне нужно три-четыре месяца. Люблю жанр советской песни — очень мелодичной, требующей большого умения. Классическая музыка всегда была, есть и будет, потому что ее создавали гении. Это музыка недосягаемого совершенства. И всегда будут люди, которые тянутся к ней, потому что это совершенная красота, абсолютная гармония. Чайковский, Глинка, Гендель, Моцарт и многие, многие другие композиторы подарили ее нам. Поп-музыка, которую сейчас мы слышим с экранов телевизоров, из радио, для меня просто набор звуков. Я не понимаю, почему она так популярна? Наверное, для того, чтобы воспринимать такое совершенное творение, как произведение того же Моцарта, нужно готовить себя к этому. А для восприятия примитивной музыки большого труда не надо.
Так легко, так свободно выпархивают, выплывают звуки из-под тонких чувствительных пальцев скрипачей, виолончелистки, альтистки, что кажется — инструмент сам поет, без участия человека. На самом деле, чтобы добиться такого совершенства в игре, нужно много лет упорного непрерывного труда и, конечно, огромное желание и любовь.
— Если вспомнить историю камерных ансамблей областной филармонии, то самый старый коллектив — «Мурманск-классик-трио», который был создан в 1980 году. — рассказывает Дмитрий Гипев, заслуженный артист России. — Он состоял из трех инструментов: виолончели, скрипки и фортепиано. Но желание иметь как можно больше камерных форм привело к тому, что у нас появился уже более расширенный состав — квинтет: две скрипки (Дмитрий Гилев и Евгений Попов), альт (Марина Письменская). виолончель (Наталья Тимофеева) и фортепиано (Елена Лебедева). Коллектив всегда подбирается на профессиональной основе. И хотя музыканты у нас меняются, что вполне естественно, тем не менее перспективы у ансамбля есть.
Концерт в мончегорской ДМШ завершает тур коллектива из шести концертов по городам Мурманской области. «Мурманск-классик-квинтет» не превый раз в Мончегорске и давно тесно сотрудничает с детской музыкальной школой.
Ирина ШИЛОВСКАЯ, газета «Мончегорский рабочий», 25 октября 2008 год
газета «Мончегорский рабочий»