Концертные постановки опер в Мурманске — это уже не редкость, а хорошая традиция. Причем, как известно, практически всегда активное участие в них принимают солисты Норвежской королевской оперы. Но в этот раз филармония решилась на своеобразный эксперимент — не только не привлекать зарубежных артистов, но и поставить оперу не в концертном, как делалось прежде, а, так сказать, в полуконцертном исполнении. То есть с некоторыми декорациями и определенным сценическим действием. Такой постановкой стала пастораль знаменитого композитора XVIII века Г. Ф. Генделя «Ацис и Галатея». Мурманчане увидели ее в минувшие пятницу и субботу.
Сюжет пасторали заимствован из «Метаморфоз» древнеримского поэта Овидия. Фабула проста: пастух Ацис и нимфа Галатея любят друг друга, но злой циклоп Полифем разрушает их счастье. Воспылав страстью к Галатее, он решает устранить счастливого соперника и обрушивает на него скалу. Силой волшебства Галатея превращает кровь Ациса в ручей, тем самым даруя ему бессмертие.
Состав солистов нашим любителям музыки хорошо знаком. Новым было лишь знакомство с петербургской певицей Натальей Докучаевой. Остальные певцы уже выступали на мурманской сцене. Это петербуржец Николай Круглов, москвич Константин Христов и, конечно, солистка нашей филармонии Раузалия Гиваргизова. В постановке также приняли участие Мурманский филармонический оркестр, хор студентов музыкального училища и камерный хор «Amadeus», которым руководит Валерий Иванов. Идея сценического воплощения принадлежит главному режиссеру областного театра кукол Тамаре Волынкиной. А возглавлял работу над проектом художественный руководитель филармонии Сергей Гиваргизов.
Партию Галатеи довольно успешно исполнила Раузалия Гиваргизова. Ее тембр, светлый и высокий, удачно соответствует образу прекрасной невинной нимфы. В техническом отношении партия была спета небезупречно, но зрители простили солистке некоторые погрешности и оценили ее артистизм и искренность. Видно было, что она хорошо вжилась в роль и получает истинное удовольствие от исполнения. Галатея была очень живой, невыдуманной: искренне печалилась в разлуке с любимым, негодовала и гордо отвергала ухаживания Полифема.
Возможно, не последнюю роль здесь сыграло то обстоятельство, что Раузалия Гиваргизова очень любит музыку Генделя, которая целиком отвечает ее внутреннему состоянию. Уже после премьеры, в артистической, певица рассказала мне, что была очень рада работать над своей партией и в течение нескольких месяцев не расставалась с ней, с удовольствием посвящая этой музыке свой досуг. Партия очень сложна, она требует прекрасного владения голосом, широкой кантилены, звуковой ровности. Поэтому все шероховатости исполнения вполне объяснимы. Зато не может не вызвать уважения стремление артистки проработать свою роль как можно лучше.
Партию юного пастуха Дамона исполнила Наталья Докучаева. Певица обладает чудным сопрано — глубоким, благородным — и безупречной техникой. Роль Дамона в опере, в общем-то, эпизодична, и сольные номера его немногочисленны. Тем не менее зрители посчитали Наталью удачной находкой премьеры. Действительно, артистка с блеском провела свою партию: чистота и выверенность каждого звука сочетались в ее исполнении с теплотой и выразительностью.
Не менее ярко Константин Христов исполнил роль циклопа Полифема. Играл он с большим воодушевлением и, как казалось, с полной сердечностью отнесся ко всем любовным терзаниям своего героя. А роскошный бас солиста давно оценен мурманчанами. Потому практически каждое появление Полифема на сцене сопровождалось аплодисментами.
А вот Николай Круглов в роли Ациса выглядел далеко не так выразительно. И дело даже не в технических промахах. Герой Круглова был показан очень бедно: всю оперу он одинаково страдал, одинаково мечтал, в нем не чувствовалось подлинной жизни. Надо сказать, приезжие солисты отнеслись к своим героям с изрядной долей иронии, в чем я имела возможность убедиться в личных беседах. Но если Христову ирония помогла создать яркий, броский сценический образ, то Круглову это явно не удалось. На его долю тоже выпало немало аплодисментов — ведь голос у исполнителя красивый и сильный. Но показал его певец далеко не в полном объеме, а свои артистические способности и того скупее. Слушатели, помнившие Николая в образе Трике в мурманской постановке «Евгения Онегина», ждали большего.
Валерия Иванова все знают как руководителя хора «Amadeus». На этот раз он встал за пульт и дирижировал оперой. Не первый, но достаточно редкий опыт в практике маэстро. Заметно было его волнение перед репетицией и тем более перед спектаклем. На мастерстве музыканта это волнение, тем не менее, не сказалось. Под руководством Валерия Иванова оркестр играл выразительно, чутко аккомпанируя вокалистам и хору. Раузалия Гиваргизова отмечает, что большое внимание дирижер уделил удобству исполнения сольных партий. Хорошо зная природу голоса, Валерий Михайлович, по словам солистки, «давал наиудобнейшие темпы, чтобы голос звучал наиболее естественно и хорошо».
Нельзя не сказать и о сценическом воплощении оперы. Тамара Волынкина не только помогала вокалистам выстраивать мизансцены. Ее находка в оформлении спектакля — установленный на сцене экран, на который проецировались репродукции полотен французского живописца XVII века Никола Пуссена на темы античности. При минимуме декораций роль видеоряда в создании общей атмосферы той эпохи была очень велика. Еще одной новинкой стало ознакомление слушателей с сюжетом оперы и содержанием каждого номера перед началом музыкального действия. Наверняка это облегчило восприятие спектакля. Ведь «Ацис и Галатея» — далеко не самое известное произведение Генделя, да и постановка его опер в России дело редкое.
Удался ли спектакль? В зале не было единодушия. Кто-то принял оперу восторженно, кто-то отнесся к услышанному более прохладно. Своими же глазами видела следующее: по окончании субботнего спектакля многие слушатели приветствовали исполнителей стоя. И это — успех, который тем более важен, что филармония делает акцент на просветительский характер своей деятельности, привлечение в зал как можно большего числа любителей музыки. Практика подтверждает, что это ей удается сполна.
Яна ВИКТОРОВА, газета «Мурманский вестник», 16 ноября 2006 года.
газета «Мурманский вестник»