г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.3

Как надо петь Генделя?

Об этом питерский профессор узнала на выступлении мурманчан

Уже пятнадцатый год подряд фестиваль «Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире» предоставляет музыкантам областных филармоний благодатную возможность выступить наравне со всемирно известными российскими и зарубежными мастерами. Концерты, проходящие в лучших концертных залах Петербурга, собирают не только любителей классики, но и профессиональных музыкантов, участников и организаторов фестиваля. Знаменитые артисты, профессора высших музыкальных учебных заведений с искренним интересом оценивают мастерство своих коллег, приехавших из самых разных областей России. Поэтому участие в фестивале — это всегда возможность получить профессиональную оценку своей работы, завязать интересные знакомства, сделать шаг вперед в своем творческом росте.

Артисты Мурманской областной филармонии — одни из самых активных участников «Рождественских встреч».

— Впервые нас пригласили в Петербург в 1998 году, — рассказал художественный руководитель филармонии Сергей Гиваргизов. — С тех пор на фестивале побывали почти все наши солисты и коллективы, даже оркестр с его первым главным дирижером Дамианом Йорио. Нынешние «Рождественские встречи», проходившие, как всегда, под патронатом маэстро Юрия Темирканова, были посвящены 15-летию Союза концертных деятелей России. В них приняли участие музыканты из республик Карелия и Коми, из Белгорода, Воронежа, Твери, Москвы, Петербурга, зарубежные исполнители из Болгарии, Швейцарии, США и Италии.

Концерт мурманчан, посвященный 320-летию со дня рождения великого немецкого композитора Генделя, состоялся в Доме концертных деятелей на Моховой, в прекрасном зале с роялем знаменитой немецкой фирмы «Бехштейн». Пианистка Елена Тимофеева впервые принимала участие в подобной поездке. Она выступала в качестве аккомпаниатора, а также исполняла соло старинный танец «Аллеманда». Произведения композиторов XVII века нелегки для современных исполнителей. В те времена, как объяснила Елена, само «строение» музыки было иное. Надо было не только играть написанные композитором ноты, но и уметь украшать мелодию, импровизировать. Однако — в строгом соответствии с существовавшими традициями. Поэтому при исполнении старинных сочинений так важны вкус и чувство стиля.

Сложилось мнение, что исполнять Генделя нужно строго, величаво, «монументально». Мурманские музыканты — вокалисты Сергей и Раузалия Гиваргизовы, флейтистка Елена Харинова и Елена Тимофеева — предложили совершенно иное прочтение — живое, страстное. И нашли полное понимание у питерской публики и коллег-музыкантов. «Я впервые услышала, как надо петь Генделя», — призналась профессор Петербургской консерватории Татьяна Хит-рова. А заместитель председателя СКД Мария Панфилова восхитилась серебристым сопрано Раузалии и пообещала организовать ей в ближайшем будущем сольный концерт. Удостоилась похвал и Елена Харинова. Выдающийся болгарский флейтист Георгий Спасов, многие ученики которого сделали международную карьеру, пригласил ее в Софию на свой мастер-класс.

— Большую исследовательскую работу пришлось проделать нашему музыковеду Светлане Бобрицкой, — отметил Сергей Гиваргизов. — В своем вступительном слове ей удалось очень ярко и выразительно рассказать об эпохе, в которую жил и творил Гендель, о его знаменитой оратории «Мессия», операх «Оттон», «Ксеркс», «Ринальдо», «Деидамия», арии из которых мы исполняли. Считаю, что наш успех во многом и ее заслуга… Классическая музыка, в том числе и старинная, — не застывший музейный экспонат, она находится в вечном движении. И если ты вкладываешь в ее исполнение душу, соб­ственные переживания, то всегда найдешь отклик у слушателя. Нам это, кажется, удалось. Во всяком случае, приглашение на следующий фестиваль мы уже получили.

Ольга ДАНИЛОВА, газета «Мурманский вестник», 18 января 2006 года.

газета «Мурманский вестник»

по пушкинской карте
г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.3
Купить билет