г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.3

Будем ждать продолжения

Мурманская «Травиата» вызвала много разговоров.

Областная филармония осуществила концертную постановку оперы Джузеппе Верди «Травиата», в которой приняли участие как местные исполнители, так и заезжие мастера — солисты из Москвы и Осло. Это событие буквально всколыхнуло музыкальный мир Мурманска. И не только его: слушатели, говорят, приезжали даже из-за границы, из Киркенеса.

«Травиата» шла три дня — с 31 октября по 2 ноября. Особенно торжественно была обставлена премьера, которую посетил норвежский кронпринц Хокон. Партии главных героев в тот вечер исполняли солисты Норвежской королевской оперы -Рангхильд Хейланд, Ивар Гильхуу и Тронд Хальстейн My. На следующий день для зрителей пели солистка Мурманской филармонии Раузалия Гиваргизова и московские певцы Григорий Осипов и Герман Апайкин. Заключительное представление пре­вратилось в подлинное соревнование: свое мастерство показывали как норвежские, так и российские певцы.

В «Травиате» участвовали также Мурманский филармонический оркестр (главный дирижер, он же музыкальный руководитель постановки, Дамиан Йорио), камерный хор «Amadeus» (руководитель Валерий Иванов), студенты музыкального училища и другие исполнители.

Наш областной центр не имеет оперного театра, однако традиция ставить оперы — пусть даже в концертном варианте, то есть без декораций и сценической игры, — уже практически устоялась. Поэтому творческое общение с певцами из Норвегии оказалось очень плодотворным для русских музыкантов. Постановка «Травиаты» лиш­ний раз подтвердила, что это профессионалы высокого класса.

Дело не только в виртуозных вокальных возможностях, но и в артистизме, умении заразить слушателя, повести за собой, заставить поверить в реальность проис­ходящего на сцене. Пожалуй, самой артистичной выглядела Рангхильд Хейланд, при взгляде на которую забывалось и отсутствие декораций, и небрежность сценического наряда певицы — настолько вживалась она в свою роль.

К сожалению, на фоне норвежских мастеров российские певцы выглядели менее убедительно. Например, Виолетта — Раузалия Гиваргизова. У певицы очень приятный голос. Жаль, что слушателям не удалось в полной мере им насладиться. Большую часть своей партии Виолетта просто не озвучивала до конца. Вероятно, дело в отсутствии сценического опыта: Р. Гиваргизова скорее все-таки филармоническая, а не оперная певица, и силы голоса, выносливости ей явно не хватало. Порой дирижер вынужден был заметно сдерживать оркестр, принуждая его играть потише, пока пела солистка. Возможно, отчасти эти обстоятельства сыграли на руку артистке в третьем действии, где по роли Виолетта умирает от чахотки. Надо сказать, делала она это очень убедительно...

Герман Апайкин, исполнитель партии Альфреда, покорял зал красотой и силой своего голоса. Однако, по мнению некоторых слушателей, ему не хватало чувства меры в выражении своих переживаний. Еще немного — и он превратил бы партию Альфреда в мелодраматическое представление. Классика с трудом выдерживает такое бурное проявление чувств, а красивый голос не нуждается в специальном подчеркивании и выпячивании своих достоинств… К счастью, Виолетта сдерживала порывы возлюбленного: солисты прекрасно уравновешивали друг друга в этом плане.

Партию Жермона пел Григорий Осипов. По роли это уважаемый отец семейства, человек, занимающий высокое положение в обществе. Осипов вполне соответствовал образу своего героя. Благородство тембра, изящество манер, хорошее владение го лосом — все при нем. Правда, роль он играл словно немного отстраненно. Репликам Жермона иногда не хватало душевной теплоты и искренности.

Несколько слов об оркестре. По большому счету, мастерство его растет от концерта к концерту, выразительности в его игре становится все больше. Однако некоторая несыгранность между отдельными группами все же чувствовалась: струнные и ду­ховые порой вступали «не в лад» или не совпадали с солистами. Тем не менее многие фрагменты партитуры звучали очень убедительно. К числу наиболее сильных эпизодов следует отнести, например, финал второго действия оперы.

Постановка «Травиаты» — одно из наиболее ярких и широко обсуждаемых впе­чатлений открывшегося музыкального сезона. Высказывания по поводу исполнения я слышала самые разнообразные. Естественно, специалисты находили поводы для критики, но большинство оценок колебалось в диапазоне от одобрительных до восхищенных. Опера наверняка останется запоминающимся штрихом в палитре му-зыкальной жизни нашего края.

И дело не только в том, что мурманская публика не избалована оперными постанов­ками. Она видит: филармония находится в поиске, ставит перед собой все более сложные творческие задачи. На этом пути не избежать ошибок, а значит, и критики. Однако только на нем и можно достичь серьезных высот… Есть ведь и другой путь: браться лишь за то, что тебе сегодня наверняка по силам, — и все будет гладко. Но тогда ты обречен топтаться на месте. Похоже, это «не наш слу­чай», что внушает и уважение, и надежду.

«Дидона и Эней» Персел-ла весной прошлого года, теперь вот «Травиата» Верди. Будем ждать продолжения прекрасной традиции.

Яна ВИКТОРОВА, газета «Мурманский вестник», 14 ноября 2003 года.

газета «Мурманский вестник»

по пушкинской карте
г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.3
Купить билет