Одно из самых значительных событий года в культурной жизни нашего края состоялось под самый его занавес. 25 декабря в Мурманске впервые выступил камерный оркестр областной филармонии. Свидетели рождения коллектива стояли даже вдоль стен зала. Такого стечения публики большой зал филармонии не знал, пожалуй, с трехгодичной давности концертов удивительной московской певицы Лины Мкртчян. И никто не почувствовал себя разочарованным...
Предыдущие два месяца вся филармония жила подготовкой к этому событию. С появлением коллектива связывались большие надежды. Надежды на творческое возрождение, а также — поче-му бы и нет? — на выход из финансовоготупика, в который нынешняя ситуация в стране загнала многие учреждения культуры. Необходим был ответ на ставшие ребром вопросы: быть или не быть? как поднять свой авторитет, привлечь к обострившимся проблемам внимание руководителей города и области, чем заинтересовать публику?
И вот позади набор музыкантов в штат камерного оркестра, знакомство с приглашенным из Дании молодым английским дирижером Дамианом Иорио, репетиции...
После отъезда оркестра на первые небольшие гастроли по области всегда внешне невозмутимый директор филармонии Владимир Пастер признался, что несколько ночей не спал от волнения, вечерами смотрел на часы и думал только об одном: вот они приехали, вот выходят на сцену, сейчас должны заканчивать… Ждал известий из Полярных Зорь и Мончегорска в любое время дня и ночи. А там был настоящий успех! Даже Йорио, уверявший, что за годы стажировки в Петербургской консерватории достаточно хорошо узнал русских людей и их загадочную душу, поразился:
— На репетициях оркестр был такой, — говорил он, сводя ладони. И тут же раскидывал руки, точно для объятий: — А на концертах — в-о-от такой! — незнание русского языка Дамиан легко восполняет выразительными жестами.
Горячий прием в области всех приободрил, но главный экзамен был впереди — выступление в зале филармонии. Первый концерт нового камерного оркестра, да еще под управлением иностранного дирижера, вызвал у мурманчан, как уже отмечалось, живейший интерес. Аншлаг был полный. Зал на 600 мест не смог вместить всех желающих.
Программа концерта оказалась разнообразной и интересной: знакомые многим любителям музыки «Дивертисмент ре-мажор» Моцарта и чудесная серенада для струнного оркестра Чайковского. А «Серенаду» и «Адажио» редко исполняемых у нас английского композитора Эльгара и американца Барбера даже некоторые профессиональные музыканты в этот вечер впервые услышали, что называется, «живьем».
Эти сложные сочинения, разные по стилю исполнения, настроению, темпу, требовали от оркестра того уровня мастерства и профессионализма, который трудно ожидать от людей, впервые собравшихся вместе всего пару месяцев назад. Но то, что происходило на сцене, пожалуй, можно назвать только одним, очень уместным в тот рождественский вечер словом — чудо. Состоялось рождение настоящего профессионального коллектива. От Дамиана Йорио невозмржно было отвести глаз. Такое вдохновенное дирижирование, такую самоотдачу и полное растворение в музыке увидишь нечасто.
— Я потрясена этим концертом и особенно дирижером, — взволнованно поделилась впечатлениями бывший педагог дирижерско-хорового отделения музыкального училища Тамара Рамаданова. — Он, несомненно, музыкант с большой буквы. Руки у него — бесподобные! Все, что он хотел сказать, все было в этих руках. Они пели! А лицо озарялось светом, который шел изнутри, от души, от сердца. И это передавалось музыкантам и нам, слушателям. Дирижера такого масштаба я давно не видела. Могу сравнить его, пожалуй, только с Колобовым.
— Это был настоящий праздник души, — подтвердила обычно сдержанная в оценках заслуженный работник культуры России, известный педагог Татьяна Крылова. — То, чтo такой дирижер появился, — большая удача для филармонии. Он очень талантливый музыкант — искренний. У него горят глаза, и оркестр ему отвечает.
Многие участники коллектива — преподаватели и бывшие ученики музыкальных школ города, за которыми с особым пристрастием наблюдали их коллеги, наряду с похвалами оркестру с гордостью затем отмечавшие игру «своих» виолончелей, скрипок, альтов… Искренне порадовалась за своих сотрудников, осуществивших мечту каждого музыканта — играть в оркестре, и заместитель директора ДМШ № 1 Любовь Ильгова:
— За безумно короткий срок они сделали безумно много. А ведь у каждого музыканта есть дела, основная работа, семья, дети. И тем не менее они были очень воодушевлены, говорили: как здорово! Дирижер вдохновлял всех. То, что он сделал из музыкантов с разным уровнем подготовки, многие из которых никогда не играли в оркестре, достойно самых высших похвал. Недавно я смотрела по ТВ передачу «Золотой граммофон». Какое же это убожество, примитив! Попса заполонила экраны. Поэтому очень приятно, что и в городах области, где выступал оркестр, и здесь, в Мурманске, залы просто ломились. Сейчас главное для филармонии — сохранить новый коллектив, укрепить его материальную базу.
Такое же пожелание — сохранить оркестр, не допустить, чтобы объединивший исполнителей энтузиазм иссяк без достойной поддержки, высказали и многие профессиональные музыканты, директора ДМШ. В их словах звучала тревога, и, надо признать, небезосновательная. Пока основное бремя по содержанию оркестра несет на своих — весьма хрупких — плечах областная филармония.
Как уже отмечалось в прессе, талантливый зарубежный дирижер работает у нас практически за спасибо. Здесь он приобретает опыт создания собственного коллектива, а зарабатывает на жизнь в Европе. Но музыканты подобной возможности лишены. И филармония с ее тощим кошельком в нынешней ситуации не способна как следует оценить их труд. Остается лишь надеяться на то, что сказанные в тот день представителями областных и городских властей слова одобрения и поддержки не забудутся в праздничной новогодней кутерьме...
На следующий же день после триумфа, в воскресенье, оркестр приступил к репетициям второй программы, с которой ему предстоит выступить уже в конце января. Раскроем секрет: в нее войдут «Рождественский концерт» А. Корелли, «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта и «Времена года» А. Вивальди.
Для участия в концертах прилетит уже известный мурманчанам по недавним гастролям лауреат многих международных конкурсов блестящий московский скрипач Граф Муржа.
«Если и музыка оставит нас, что будет тогда с нашим миром?» — сказал когда-то Гоголь. И был абсолютно прав.
Ольга ДАНИЛОВА, газета «Мурманский вестник», 5 января 2000 года.
газета «Мурманский вестник»