Дирижер - заслуженный артист РФ, профессор, ректор Санкт-Петербургской гос.консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова Алексей ВАСИЛЬЕВ

Солисты:

Элеонора КАРПУХОВА, Москва

Ли СИНХАН, КНР

Евгений ИЗОТОВ, СПб

В программе: 

С.РАХМАНИНОВ

Концерты для фортепиано с оркестром №№ 1.2.3.

 

Каждый из фортепианных концертов Рахманинова  обозначает определенную веху на пути композитора.
 
Первый концерт, написанный им в семнадцати- восемнадцатилетнем возрасте (1890-1891), еще до окончания консерватории, - произведение неровное и недостаточно самостоятельное. В нем чувствуется влияние как русских музыкантов, под воздействием которых рос и формировался юный Рахманинов (Чайковского, Рубинштейна), так и западных романтиков - Шопена, Шумана, отчасти, может быть, Грига и Листа.  
Концерт был первым произведением Рахманинова, которое он предал гласности, обозначив его ор.1. О том, что оно оставалось ему дорого и позже, свидетельствует новая редакция, сделанная в 1917 году, в которой при сохранении основного тематического материала был внесен ряд изменений. В этом обновленном виде композитор неоднократно включал Первый концерт в программы своих концертных выступлений.
 
Второй фортепианный концерт был окончен Рахманиновым в 1901 году. После мучительных сомнений, разочарований и размышлений о своем пути композитор предстает в этом новом своем сочинении как зрелый сложившийся мастер.  Концерт, принесший его автору заслуженный успех, был по праву признан лучшим русским фортепианным концертом после си-бемоль-минорного концерта Чайковского. Но, при сохранении преемственных связей с наследием Чайковского и других русских и зарубежных композиторов XIX века, рахманиновский концерт содержит много нового как в своем образном строе и средствах музыкального выражения, так и в самой трактовке жанра. Можно было бы назвать его вдохновенной лирико-патетической поэмой для фортепиано с оркестром.
Рахманиновский лиризм проявляется здесь во всем своем богатстве и многогранности оттенков, от тихого созерцательного покоя или элегической грусти до мужественного протестующего пафоса и восторженного радостного самоутверждения. Изумительна мелодическая красота и выразительность основных тем концерта!
 
Важнейшим этапом в творческом развитии Рахманинова стало создание в 1909 году Третьего фортепианного концерта, которому принадлежит такое же центральное место среди его сочинений конца 1900 - начала 1910-х годов, какое занимает Второй концерт в ряду произведений рубежа столетий. Не уступая этому своему предшественнику по свежести вдохновения, мелодическому богатству и красоте тем, Третий концерт носит на себе печать большей зрелости и сосредоточенности мысли. Асафьев считал, что начиная именно с Третьего концерта происходит окончательное формирование "титанического стиля рахманиновской фортепианности" и черты "наивно романтической фактуры", свойственные ранним сочинениям композитора, полностью преодолеваются им. Более широкое дыхание приобретает симфоническое развитие, прочнее становятся связи между отдельными частями формы, огромной мощи звучания достигает монументальная фортепианная фактура наряду с почти моцартовской простотой, легкостью и прозрачностью некоторых эпизодов.
 
 

Комментарии   

+3 #2 Марина 27.11.2023 06:19
Восторг! Браво!
Цитировать
-2 #1 Ольга 27.11.2023 06:19
Потрясающий концерт . Рахманинов - просто великий!
Цитировать

Добавить отзыв



Сводный симфонический оркестр регионов Арктической зоны РФ

25.11.2023 18:00