Инструмент с удивительным голосом впервые звучал в Заполярье
26 марта, 2024 09:36 | Культура | Павел Николаев
 
 
Да, такого музыкального инструмента еще не видала сцена нашей филармонии! В минувшее воскресенье здесь дал концерт Петр Термен, правнук Льва Термена, изобретателя первого в мире электромузыкального прибора. Назван инструмент по фамилии создателя - терменвокс. Звук его ни с чем не сравним, разве что с хорошим оперным меццо-сопрано незаурядной певицы, когда она поет без слов...
 
Ленин послушал - и оценил
- А вы помните своего прадедушку? - спрашиваю Петра Всеволодовича после концерта. - Ведь он прожил как-никак 97 лет и застал ваше рождение...
 
- Да, три года мы с ним прожили, если выражаться пафосно, на одной планете как современники. И Лев Сергеевич, как мне рассказывали родители, очень любил возиться со мной... Правда, я этого не помню. Сейчас мне 33 года, возраст символический. Рад, что хоть в какой-то степени продолжаю его дело.
 
А прадедушка был человеком поистине разносторонних интересов. В 1916 году, окончив Петроградскую консерваторию по классу виолончели, выходец из обрусевшей французской семьи Лев Термен поступил на физико-технический факультет университета. И в 1920 году, занимаясь вопросами электромагнитного поля, в общем-то, случайно обнаружил любопытный эффект: при изменении емкости конденсатора меняется высота звука. И обычную живую человеческую руку можно использовать для изменения этой емкости, не касаясь прибора. Ох, недаром для физика-экспериментатора прошли годы в консерватории с виолончелью...
 
Новый музыкальный прибор его коллеги назвали терменвоксом, то есть голосом Термена, поскольку звук напоминал какой-то потусторонний, но все-таки человеческий голос. Эпоха была предкосмическая, терменвокс как бы напевал весть о будущих полетах к другим мирам.
 
Впрочем, советское государство заинтересовалось изобретением прежде всего с точки зрения зримой (и слышимой) пропаганды электрификации страны в свете плана ГОЭЛРО, и Льва Термена в 1922 году пригласил Владимир Ильич Ленин. Вождь не только послушал терменвокс, но и попробовал поиграть на нем при помощи, конечно, молодого изобретателя.
 
Термену организовали большую гастрольную поездку по всей стране с демонстрацией возможностей электричества в музыке.
 
В 1928 году Лев Сергеевич, как раз в возрасте Христа, запатентовал свое изобретение в США, куда был направлен в научную командировку. Сейчас малосерийное производство терменвоксов ведет знаменитая американская фирма музыкальных синтезаторов «Moog». Однако отмечу с досадой, наследники создателя инструмента никаких отчислений не получают, потому что действие патента прадедушки давно истекло.
Фото Льва Федосеева.
 
Фото Льва Федосеева.
 
Музыка из воздуха
Открыла концерт органистка Юлия Лотова, педагог, композитор, звонарь на церковных колоколах, руководитель органной студии Московского университета. Открыла пассакалией Генделя из оперы «Ринальдо».
 
У органа есть с десяток ножных клавиш, которые выдают самые низкие басовые звуки. Особенно зримо игра ног была видна при исполнении прелюдии для органа старинного автора Дитриха Букстехуде: органистка буквально бегала по нижним клавишам, исполняя замысловатую басовую партию. О движениях же ее легких рук по нескольким клавиатурам и не говорю! Ведь в 2022-м Юлия Лотова завоевала в России премию «Органист года».
 
Но вот вышел постоянный партнер органистки Петр Термен. Кратко рассказав об истории удивительного терменвокса, молодой исполнитель показал публике, как тот работает. У терменвокса две антенны. Вертикальная для игры правой рукой: приближая и отдаляя кисть можно регулировать громкость. А горизонтальная - для левой кисти, движения которой позволяют извлекать нужной высоты звуки. Казалось бы, проще пареной репы. Но виртуозов игры на терменвоксе можно пересчитать по пальцам.
 
- Я бы на первое место поставил Клару Рокмор, хотя и слушал ее только в записи. Она была родом из Российской империи, но после революции семья уехала за океан. Играла на скрипке, но после травмы руки переключилась на терменвокс, где не надо касаться струн. Кстати, об этом инструменте она узнала непосредственно от прадедушки, с которым познакомилась почти сто лет назад в Нью-Йорке... Музыка рождается из воздуха! Боже, как она переложила для терменвокса сонату Франка для скрипки, все четыре части! Феномен...
 
Впрочем, в пьесе собственного сочинения «Хиросима, любовь моя» Петр Термен продемонстрировал дополнительные возможности терменвокса, которые, пожалуй, и не снились Кларе Рокмор. При помощи современного ноутбука он накладывал звуки один на другой и двумя своими руками добился звучания нарастающей бури, словно «Пинк Флойд» в альбоме «Mеddle» (да-да, легендарный ансамбль использовал в своем творчестве терменвокс, как и не менее легендарная группа «Лед Зеппелин» в «Whole Lotta Love» в 1970 году). 
 
Плавно же завершила терменовскую «Хиросиму» хоральная прелюдия Иоганна Себастьяна Баха в исполнении на органе Юлии Лотовой.
 
- Хороший у вас орган! - сказала мне после концерта прославленная органистка. - Звук необычайно теплый...
 
Голос из будущего?
Но самой, на мой слух, проникновенной пьесой на концерте стало танго Астора Пьяццоллы «Обливион». На классическом терменвоксе нельзя брать два звука одновременно или, допустим, аккорд. Но уровень музыканта (или, если хотите, виртуозность) проявляется в достижении тембров как можно более близких к человеческому пению. Тут, видимо, помогают не только кисти рук, но и движение каждого пальца по отдельности.
 
...Стоило закрыть глаза, и возникало ощущение, что на сцене филармонии пела женщина с оперным опытом. Женщина, видимо, красивая и бесконечно одинокая. Пела для себя на берегу северного озера в нескончаемый полярный день. Пела без слов, но так проникновенно! «И голос был сладок, и звук был тонок. И только высоко, у царских врат, причастный тайнам, плакал ребенок о том, что никто не придет назад...»
 
В России на сегодняшний день трое профессионалов игры на терменвоксе: сам Петр, его бабушка и дочь изобретателя Наталья Львовна Термен, петербуржeнка Олеся Ростовская. Но действует школа терменвокса, которой руководит Петр Всеволодович, и постепенно музыкантов, владеющих этим инструментом, появляется все больше. Может быть, со временем и в Мурманске его удивительный голос станет привычным?
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 26.03.2024