В Заполярье прошел фестиваль «Денис Мацуев представляет. Диалог поколений»
14 марта, 2024 09:36 | Культура | Игорь Катериничев
 
 
По пути к гардеробу одни возбужденно делились впечатлениями со спутниками, другие пребывали в глубокой задумчивости, третьи просто светло улыбались то ли окружающим, то ли своим мыслям. Не было лишь одной категории лиц - равнодушных. И в самом деле, кого может оставить без эмоций Бетховен, да еще и такой его бесспорный хит, как третья часть 17-й сонаты «Буря», вдобавок в таком исполнении!
 
Три дня в сумасшедшем графике
Отбушевавшая в филармоническом зале «Буря» стала номером на бис, завершившим первый день фестиваля «Денис Мацуев представляет. Диалог поколений» (12+), маршрут которого впервые пролег через Мурманск. Блистательный пианист, один из наиболее ярких виртуозов современности, народный артист России Денис Мацуев вновь прибыл в Заполярье, чтобы познакомить северян не только с великолепной музыкой, но еще и с первоклассными артистами.
 
Всего в этом сезоне на карте фестиваля значатся 22 города России и свыше 60 концертов с участием более полусотни солистов и дирижеров. Посвящен этот праздник музыки 150-летию Сергея Рахманинова.
 
- Мы прирастаем еще одним фестивалем, - с законной гордостью подчеркнула директор областной филармонии Виктория Чачина. - Он примечателен не только тем, что в нем участвует такая величина, как сам Мацуев, но Денис Леонидович еще и привозит с собой совершенно удивительных музыкантов, а также разнообразные программы. Мы знаем, что на их концерты достаточно сложно попасть и в столицах. Мацуев очень востребован, и у него совершенно сумасшедший график.
 
Тем ценнее, что в рамках фестиваля в Мурманске состоялся не один концерт, а целых три. Причем я специально поинтересовался - до нас, в Карелии, с Мацуевым выступала совсем другая «культбригада» с совершенно другой программой. То есть это ничего общего не имеет с вульгарным «чесом», которым обычно грешат попсовики. Огромное уважение к слушателям чувствуется во всем.
 
Фото Льва Федосеева.
 
Когда звук летит
Гала-концерт первого дня открыла самая юная звездочка Полина Тхай. Хрупкая 16-летняя девушка, кажется, совсем недавно превзошедшая в росте свой инструмент, мастерски исполнила финал Первого концерта Йозефа Гайдна для виолончели с оркестром. Пойдя по стопам брата, Полина начала заниматься виолончелью 11 лет назад, и за эти годы достигла немалых успехов. На ее счету множество побед в музыкальных конкурсах, а также звание лауреата Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» (6+).
 
Чуть старше трубач Семен Саломатников, уже имеющий в своем багаже I премию и золотую медаль такого престижнейшего состязания, как XVII Международный конкурс им. П. И. Чайковского (16+), которые он завоевал в прошлом году.
 
В гала-концерте Семен Саломатников с невероятной виртуозностью исполнил вариации на тему «Венецианского карнавала» Жана-Батиста Арбана - произведение, считающееся одной из самых технически сложных пьес в репертуаре для трубы. Овации публики были закономерной наградой юному виртуозу.
Фото Льва Федосеева.
 
Как совершенно справедливо заметила Полина Тхай в беседе с журналистами, мацуевский фестиваль - это диалог не только различных поколений музыкантов, но и композиторов тоже. Так, скрипачу Павлу Милюкову почти 40, а вот Феликсу Мендельсону Бартольди было всего 13 лет, когда он написал потрясающий по зрелости и мастерству концерт для скрипки с оркестром ре минор.
 
- Это великое произведение 13-летнего мальчика. Каждая нота - целый мир, - так отозвался об этом опусе Павел Милюков, выйдя в антракте за кулисы еще разгоряченным после исполнения. А еще скрипач высоко оценил акустические свойства зала областной филармонии. - Очень мало у нас возможностей играть в таких приятных по акустике залах. Помещение не такое большое, но что касается звука, то он летит здесь. Просто можно музицировать по-другому. Другое время отлета звука.
 
А уж там было чему «отлетать»! В руках Павла Милюкова пела удивительно красивым, завораживающим голосом скрипка работы самого Пьетро Джованни Гварнери. И еще очень хочется упомянуть, что Павел Милюков был среди артистов, 5 мая 2016 года игравших под руководством Валерия Гергиева в древнем амфитеатре освобожденной от террористов Пальмиры. За это ряд представителей такой мирной профессии удостоены медали «За освобождение Пальмиры», а Павел Сергеевич награжден еще и орденом Дружбы.
 
Фото Льва Федосеева.
 
Праздник творчества
Не только зал, но и Мурманский филармонический оркестр удостоился самых лестных отзывов столичных мастеров. Впрочем, заполярные меломаны об этом и так знают и по праву гордятся своим оркестром. Вот и дирижер Иван Никифорчин отметил, что очень приятный человеческий и профессиональный контакт с заполярными коллегами у него завязался с первых минут репетиции.
 
- Это замечательные музыканты, очень сыгранный коллектив. Человеческие отношения - это путь к успеху. Мне кажется, музыканты всегда очень ждут встречи с новым маэстро, для них это такая же ответственность, как и для меня, - сказал дирижер. - Фестиваль - это диалог, который объединяет еще и поколения на сцене. Также у нас есть творческая миссия объединять поколения и внутри зала. Фестиваль - это еще и всегда очень классная и здорово продуманная программа, включающая разные стили, жанры, эпохи. Настоящий праздник творчества, праздник искусства.
 
Несмотря на то, что Ивану Никифорчину нет еще и тридцати, это уже профессионал самого высокого класса, основатель, художественный руководитель и главный дирижер «Академии Русской Музыки», объединяющей камерный оркестр и хор. Кроме того, ему доверена дирижерская постановка сказки Чайковского «Снегурочка» (12+) на главной сцене страны - в Большом театре, премьера состоялась в феврале и прошла с успехом.
 
Фото Льва Федосеева.
 
Фото Льва Федосеева.
 
От манеры дирижирования Ивана Никифорчина невозможно взгляд оторвать. Кажется, музыке он отдается полностью, каждой клеточкой. Жестикуляция крупная, размашистая, трудно отделаться от аналогий с экзотическим танцем. Знаю еще одного маэстро с очень крупным мазком - это дирижер Национального филармонического оркестра под руководством Владимира Спивакова Арсентий Ткаченко. Но, несмотря на сходство творческой манеры, это совсем разные дирижеры.
 
А еще, как показалось, Иван Никифорчин - очень оптимистичный и жизнерадостный человек. С его лица не сходит улыбка как в обычной жизни, так и на сцене, во время упоения прекрасной музыкой.
 
В программе гала-концерта нашлось место и джазу, горячим поклонником и популяризатором которого является Денис Мацуев. Казалось бы, где джаз-опера Гершвина «Порги и Бесс» (16+) и где русский народный инструмент домра? А вот поди ж ты! Вместе с заслуженным артистом России Андреем Ивановым, считающимся лучшим джазовым контрабасистом у нас в стране, концертную фантазию на темы из «Порги и Бесс» - этой народной драмы из жизни чернокожих американцев - именно на домре исполнила Екатерина Мочалова.
 
Честное слово, поклонником джаза никогда не был, но то, что творили на сцене эти мастера, кого хочешь заставит прикипеть душой к данному виду музыки. Бесподобное профессиональное мастерство, полная творческая раскрепощенность, чувство партнерства создавали потрясающий эффект, действовавший на зрителей безотказно. Овация сотрясла стены филармонии по окончании грандиозного выступления.
 
(Окончание следует.)
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 14.03.2024