В Заполярье прошел фестиваль «Денис Мацуев представляет. Диалог поколений»
15 марта, 2024 11:05 | Культура | Игорь Катериничев
 
 
(Окончание. Начало в № 36.)
 
Три дня заполярные меломаны наслаждались великолепными мелодиями в исполнении превосходных музыкантов, которые приехали в Мурманск. А это не только публика в зале филармонии. Прямая трансляция была организована в 11 муниципалитетах региона. И хотя все участники артистического десанта продемонстрировали высочайший профессиональный уровень, зрители, конечно, ждали выступления самого Дениса Леонидовича. И он не подвел.
 Фото Льва Федосеева.
 
Понимающая тишина
Черед руководителя фестиваля настал ближе к финалу гала-концерта в первый день музыкального праздника на Кольской земле. Необычно, что с прессой выдающийся пианист решил побеседовать не до начала концерта, а прямо в антракте, в филармоническом закулисье. Особую атмосферу разговору придавали разносящиеся по коридору звуки настраиваемых струнных.
 
- Фестиваль возник именно для того, чтобы в наших регионах узнали эти потрясающие имена, многие из них уже известны, но в данном случае они выходят на сцену вместе, на абсолютно равных правах и, как правило, с местными оркестрами. Это тоже, на мой взгляд, очень полезный факт. Здесь вообще никаких сомнений не было. Этот замечательный камерный оркестр до конца еще, может быть, даже не оценен. Мы все на репетиции поражались концентрации, качеству и уровню замечательных музыкантов, которые здесь есть. А программа наисложнейшая! Саккомпанировать разные стили, направления, мгновенную смену образов, настроений - просто потрясающе! Вот из-за таких вещей тоже нужен подобный фестиваль, чтобы открыть для себя такие коллективы, сделать на этом акцент и обязательно им помогать, - сказал Денис Мацуев.
 
Помощь может быть разной: например, сделать какие-то гастроли, сыграть с ними где-то в другом месте. Маэстро уверен, что для музыканта очень важно быть выездным. Кроме комплиментов нашему оркестру Денис Мацуев воздал должное и своей команде, подчеркнув, что это не только замечательные музыканты, но и замечательные люди. Он назвал их ярчайшими представителями русской исполнительской школы.
 
- Аура в зале - это дорогого стоит, ее нужно хранить и ценить. В зале царит, как я ее называю, понимающая тишина - публика понимает, что мы хотим донести. Мы играем для публики - это наш самый главный критик. Неважно, насколько ты известен, сколько бы ты раз ни был в городе, ты приехал - и у тебя полчаса или час на все про все, чтобы доказать, что наш виртуальный «любовный роман» был неслучаен. Это надо доказывать каждый раз, - убежден Денис Мацуев.
 
Фото Льва Федосеева.
 
Фото Льва Федосеева.
Шостакович - это фейерверк
Мой вопрос к маэстро был таким: почему он выбрал именно Первый концерт Шостаковича для фортепиано и трубы со струнным оркестром? Вроде бы труба и фортепиано - не самое распространенное сочетание.
 
- Это один из любимых моих концертов, который, наверное, уже лет двадцать в моем репертуаре. Это выдающееся сочинение Шостаковича, который сам был потрясающим пианистом, лауреатом конкурса Шопена еще в 20-е годы. Уникальное чувство юмора Шостаковича феноменально спроецировалось в этот концерт. Там подтрунивание над советской действительностью, над маршами, музыка «а-ля тапер» - вы же знаете, он работал тапером в свое время, озвучивал немое кино - настолько все виртуозно сделано. Каждый раз, когда я выхожу, это такой фейерверк. Конечно, нужен трубач высочайшего класса, и это наш юный Семен Саломатников - сенсация прошлого года в конкурсе Чайковского. Золотая медаль в 16 лет! Он уже мощно играет как в оркестре Мариинского театра с Валерием Гергиевым, так и сольную карьеру совершенно блистательно делает. А еще Шостакович потому, что здесь камерный оркестр. Не могу сыграть Рахманинова - здесь нет большого оркестра. Но мы обязательно что-нибудь придумаем, чтобы сыграть и большие концерты тоже, - обнадежил Денис Мацуев.
 
- Будем ждать! - дружно ответили журналисты.
 
А Шостакович - это действительно фейерверк. Слушая первую часть, трудно было отделаться от впечатления, что это музыкальные иллюстрации к уморительным рассказам Михаила Зощенко того же периода. А потом на бис была «Буря» Бетховена, о которой говорилось вначале.
 
Фото Льва Федосеева.
 
Фото Льва Федосеева.
Талантливый конферансье
Фейерверк и буря - то, что всегда сопровождает выступления Дениса Мацуева. Даже если это тихие лирические произведения, неукротимая энергия, мощный темперамент, азартный характер пианиста всегда бурлят где-то под спудом, в любой момент готовые вырваться наружу, как лава из внезапно проснувшегося вулкана.
 
Недаром он и внешне не слишком-то похож на музыканта: внушительная фигура, сильные руки, лицо крупной лепки присущи скорее шахтеру, моряку, сталевару, чем человеку тонкой душевной организации, способному уловить мельчайшие оттенки эмоций композитора и филигранно передать их слушателю. Размах своей широкой натуры Денис Мацуев сполна реализует в джазе, что он блистательно продемонстрировал во время второго концерта фестиваля, который назывался «От классики до джаза». Причем классика заняла первую треть полуторачасового концерта.
 
Кстати, здесь Мацуев выступил еще в одной ипостаси - вел концерт сам. Делал он это так же талантливо, как и все, за что берется. Превосходный русский язык, отличное владение речью, тонкая ирония и искрометный юмор - в общем, простите, не удержусь от банальности: талантливый человек талантлив во всем.
 
Начал пианист с произведения Генделя «Ария с вариациями», затем заявил, что концерт не обойдется без до-диез минорного вальса Шопена и к вящему удовольствию публики тут же его исполнил. Завершил классическую часть концерта Денис Леонидович сонатой номер пять Александра Скрябина.
 
Перед тем как пианист Мацуев садился за рояль, конферансье Мацуев кратко, но емко рассказывал публике о школе русского пианизма, о творчестве Сергея Рахманинова, о курьезном случае с Сергеем Прокофьевым и Святославом Рихтером, о до сих пор недооцененном русском гении Александре Скрябине и его «космической» Пятой сонате.
 
Сыграли в удовольствие
Затем настал черед джазовых импровизаций, и первая из них была также основана на классике - темах из музыки Эдварда Грига к драме «Пер Гюнт». Денису Мацуеву помогали друзья. Это уже знакомые заполярной публике контрабасист Андрей Иванов и домристка-мандолинистка Екатерина Мочалова, а также ударник-перкуссионист Александр Зингер и виолончелист Борислав Струлев - оба невероятные виртуозы и превосходные импровизаторы.
 
Один только «Умирающий лебедь» Камиля Сен-Санса чего стоит! В импровизации Борислава Струлева умирала несчастная птица долго и мучительно для самого лебедя, но отрадно для слушателей замечательного музыканта.
 
А Александр Зингер, по-моему, может извлечь ритм из чего угодно и чем угодно, кажется, на ходу изобретая новые способы звукоизвлечения как из барабанов своей установки, так и из любых предметов, попавших под руку.
 
Когда столь щедро одаренные талантом виртуозы делают что-то в свое удовольствие, эта атмосфера веселого дуракаваляния тут же заражает зал. Зрители хохотали над музыкальными шутками, аплодировали в такт, в общем, тоже отрывались, как могли. Праздник удался на славу!
 
Осталось добавить, что третий день был посвящен вполне серьезной музыке. В двух отделениях концерта выступили два великолепных молодых пианиста, медалисты конкурса имени Рахманинова. В первом с музыкой Бетховена, Листа и Рахманинова выступил Арсений Тарасевич-Николаев. Во втором также произведения Листа и Рахманинова играл Александр Ключко.
 
Формат газетного материала не позволяет подробно остановиться на концерте третьего дня фестиваля. Уж поверьте на слово - это было прекрасно! Спасибо Денису Мацуеву, областной филармонии, а также поддержавшим фестиваль президентскому Фонду культурных инициатив и правительству Мурманской области.
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 15.03.2024