Орган называют королем музыки, а петербургского органиста Егора Колесова – Наполеоном органа. Его дебют на сцене мурманской филармонии с концертом «Музыка севера» (12+) прошел на одном дыхании с залом. Возможно, потому что перед тем, как встретиться с мурманской публикой, музыкант, едва прибыв в гостиницу поздно вечером, отправился пешком из центра города к Семеновскому озеру. Посмотреть сверху на панораму ночной арктической столицы. Постоять у памятника морякам подводной лодки «Курск». Помолчать. Почувствовать энергетику жизни в суровом северном городе. 
Собственно, с разговора о Севере, о Мурманске и впечатлении, которое он произвел на петербургского музыканта, и началось наше с ним интервью.
 
Органичный Север
 
– Егор, как вам у нас в субарктических широтах после Петербурга?
 
– Мурманск – это город, который мне очень нравится. Признаюсь, я вообще люблю северные города. Я довольно длительное время бывал в северной Норвегии – в Альте, Тромсе, Нарвике. И норвежский север, как и Мурманск, мне очень понравился, очень запомнился. Скорей всего, потому что, если сравнивать эти города с Петербургом, там гораздо меньше людей и там совершенно другая энергетика.
 
И я бы еще так сказал: информационное поле не захламлено, как в большом городе. Это очень ценно. Здесь, на Севере, все очень органично, города как бы вписаны в природу, в ландшафт. И в Мурманске эту органичность нельзя не почувствовать.
 
Это, разумеется, ничуть не умаляет прекрасных качеств Петербурга, но он отсюда ощущается совершенно другим.
 
Город, который далеко
 
– Какую главную особенность Мурманска вы бы подчеркнули? И какое место из тех, где вы успели побывать, запомнилось вам больше всего?
 
– Если очень емко ответить на вопрос об особенности Мурманска, то достаточно сказать  о  нем  главное, что мне нравится, – этот город далеко. Это очень простой ответ. Но он полностью передает мои ощущения от спокойного комфорта, который я тут чувствую.
 
Когда я был в Северной Норвегии, то познакомился летом с полярным днем, а зимой – с полярной ночью. Потому мурманская зимняя темнота для меня не новость. И ощущения от нее мне знакомы и понятны.
 
Я приехал поздно вечером и из гостиницы «Меридиан» пошел к памятнику подлодке «Курск». Постоял рядом с рубкой «Курска», помолчал. Посмотрел на открывающуюся с сопки у озера мурманскую панораму. Было около 11 часов вечера. И там, в темноте, на возвышенности, над мурманской панорамой, я подумал: «Какой уникальный у вас город». Почувствовал энергетику его жизни, суровость климата.
 
Полярный день, полярная ночь, холодная погода – для меня в этом тоже была уникальность этих широт.
 
Первый новогодний отдых
 
– Вы прибыли в Мурманск на поезде с гастролей в Кондопоге. Как скорректировала в этом году пандемия традиционно плотный гастрольный январский график?
 
– Да, когда-то график был очень плотным! Но последние несколько лет органистов стало довольно много, а количество концертов из-за пандемических ограничений существенно снизилось. И в этом году мы с супругой, которая тоже органист, на Новый год впервые смогли по-настоящему отдохнуть.
 
Разумеется, у нас, как и прежде, было много концертов в конце декабря. Но сам праздник мы смогли спокойно встретить за семейным столом. А то ведь бывало, что мы и
 
31-го выступали, и 1-го, и 3-го. А сейчас смогли отдохнуть немного.
 
Моя жена сейчас учится в Новосибирской консерватории. Считаю, в Петербурге дела с органным образованием последнее время обстоят не лучшим образом. А в Новосибирске, наоборот, органная музыка на подъеме, и мы остановили свой выбор на нем.
 
Путь к органу
 
– Егор, вы гитарист по первому образованию. Берете хоть иногда в руки гитару?
 
– Нет, не беру никогда. Мне было семь лет, и я не очень-то и хотел учиться играть на гитаре, но родители меня отправили именно в гитарный класс, потому что дома какая-никакая гитара уже была. Решили, что я начну учиться, посмотрю, понравится ли мне это, и впоследствии, возможно, выберу другой музыкальный инструмент.
 
Но мне оказалось очень мало гитары. И я начал учиться играть на фортепиано. Параллельно слушал много органной музыки. И в конечном итоге решил, что буду играть на органе. Музыкальную школу окончил на фортепианном отделении, а в училище учился уже на органном. Сейчас я преподаю в этом училище и еще в одной из петербургских музыкальных школ.
 
О темпераменте и фондах
 
– Егор, вы один из немногих, кто берется исполнять на своих концертах редчайшие произведения скандинавских композиторов, и в частности датских – Гаде, Нильсена. Чем продиктован ваш выбор?
 
– Есть две причины. Во-первых, я люблю исполнять скандинавскую музыку там, где для этого подходит инструмент, где географически место подходит и где знаю, что публика ее воспримет. Мурманская филармония подходит для этого идеально.
 
А вот, например, в южных городах скандинавскую музыку не примут. Там нужно исполнять что-то жаркое, темпераментное. У меня есть такой проект в дуэте с дудуком, деревянным духовым музыкальным инструментом, похожим на трубку с двойной тростью и девятью отверстиями, который очень популярен на Балканах и Кавказе.
 
Ну а вторая причина в том, что сейчас посещаемость  концертов из-за связанных с пандемией ограничений очень упала, и филармонии иногда попросту боятся звать молодых не слишком известных музыкантов. Тогда на выручку приходят частные музыкальные фонды, которые выплачивают гонорары или компенсируют расходы на дорогу музыканту, исполняющему редкие произведения композиторов. Я работаю с подобными фондами, в частности, один из них находится в Дании.
 
Сидячая работа
 
– Егор, вы прибыли в филармонию на репетицию утром, сели за орган, а встали из-за него только после концерта – в девятом часу вечера. Что вам помогает выдержать эту нагрузку? Вы занимаетесь спортом?
 
– Безусловно, я делаю физические упражнения, выполняю специальный физкультурный комплекс, ведь сидеть за органом в дни выступлений приходится едва ли не по десять-одиннадцать часов. За это время могу позволить себе лишь несколько коротких перерывов, не длиннее получаса. Сидячая работа – это худшее, что можно придумать, на мой взгляд. Поэтому стараюсь поддерживать хорошую физическую форму, занятия физкультурой, спортом для меня необходимы и обязательны.
 
– У вас необычная манера вставать из-за кафедры инструмента, когда вы мастерски перекидываете ноги через скамейку. И садиться так же. Это специальный трюк, привлекающий внимание зрителей?
 
– Конечно, это не трюк. Мне попросту именно так удобно вставать из-за органа. А вообще все музыканты садятся за орган так, как им удобно. Я знаю семидесятилетних и старше органистов, которые умеют садиться, так же ловко перекидывая ноги, как и я.
 
Большое счастье
 
– Егор, что бы вы пожелали Мурманску?
 
– Я бы пожелал этому арктическому городу беречь свою аутентичность, особую энергетику, развивать заполярную уникальность. Вижу у вас на улицах рекламу, призывающую покупать недвижимость в Петербурге, и это грустно.
 
Хочу сказать, что мне в Мурманске по сравнению с Петербургом и Москвой, где местные жители стараются хотя бы на выходных сбежать за город, очень спокойно, тихо, уютно. Это большое счастье, поверьте.
 
Хочу пожелать северянам не убегать от себя, а жить своей самобытной жизнью. Мурманск прекрасен.
 
Анжелика КОВАЛЕВА
Фото из личного архива Егора КОЛЕСОВА и архива редакции