Апатиты. В городском Дворце культуры выступили артисты Мурманской областной филармонии – «ART CINEMA» – ансамбль, исполняющий киномузыку.

Нота сердца
 
Советская и голливудская индустрия кино подарила нам массу захватывающих сюжетов и ярких актёрских работ. Но не менее важный элемент в кино, его визитная карточка – это музыка. Именно она вызывает у нас «нужные» эмоции при просмотре, являясь жизненным пульсом рассказываемой истории, необходимой краской для создания кинокартины. Стоит нам где-нибудь случайно услышать знакомую мелодию, и в нашем воображении уже всплывают эпизоды из фильма, вызывая непреодолимое желание вновь его посмотреть.
 
Наверное, подобные чувства испытали зрители, посетившие концерт «Шесть звёзд Голливуда» квартета «Арт Синема». Две скрипки – художественный руководитель проекта Ашот Хоецян и концертмейстер Мурманского филармонического оркестра Евгений Попов, виолончель – Екатерина Охраминская и Пётр Макаров на фортепиано открыли своё выступление саундтреком, написанным Нино Рота к культовой гангстерской саге «Крёстный отец». Пронзительная «Тема любви» из фильма, словно нота сердца в изысканном аромате, раскрылась в искусной аранжировке Ашота Хоецяна.
 
Как бы в продолжение истории о теневом мире мафии музыканты исполнили композицию гениального Эннио Морриконе – главную тему из итальянского сериала «Спрут» об отважном комиссаре Каттани, герое телеэкрана конца восьмидесятых. Мурашки побежали по коже, когда зазвучали эти знакомые с детства резкие, тревожные скрипичные пассажи! Уникальные возможности инструмента и, разумеется, собственное мастерство музыканты продемонстрировали в полной мере: скрипка «пела голосом» и волынки, и трубы, и тромбона, ведь исполняемые композиции были написаны для симфонического оркестра.
 
Со сцены звучали такие известные произведения, как танго из фильма «Запах женщины» с бесподобным Аль Пачино в роли ослепшего подполковника, саундтрек из фильма «Храброе сердце», музыка Астора Пьяццоллы, Арно Бабаджаняна и даже Андрея Петрова из советской лирической комедии «Служебный роман», не менее любимой зрителем, чем голливудские картины.
 
Практически полностью заполненный зал Дворца культуры долго аплодировал и кричал «Спасибо!» и «Браво!» артистам так, что на бис они виртуозно исполнили ещё и главную тему из британского сериала «Шерлок».
 
Уникальный ансамбль
 
«КР» удалось лично поблагодарить артистов за прекрасный концерт и познакомиться с этим замечательным коллективом. Художественный руководитель и первая скрипка ансамбля Ашот Хоецян в Ереване окончил специализированную музыкальную школу имени Чайковского и консерваторию, после чего работал в государственном оркестре радио и телевидения, был концертмейстером крупнейшего музыкального театра Армении – Национального академического театра оперы и балета имени Александра Спендиаряна. А также гастролировал по миру с ансамблем «Каданс», который исполнял в основном музыку Астора Пьяццоллы. Он рассказал, что уже десять лет занимается аранжировками – объединяет несколько треков из фильма в одну композицию, и на его счету уже 150 таких переложений! Тяжёлая политическая обстановка в его родной стране заставила музыканта уехать, и в начале этого года Ашот Хоецян дебютировал с квартетом «Арт Синема» – со своими друзьями и коллегами из Мурманской филармонии. Такой ансамбль – единственный в России, говорит его руководитель.
 
– А по какому принципу вы отбираете музыку?
 
– Конечно, в основном это узнаваемые, популярные, любимые многими вещи. Но вообще я смотрю, что более подходит для такого состава. Приехав сюда, я хотел сделать ансамбль, какого даже в Армении у меня не было. А потом мы узнали, что в регионе подобного нет, и вообще в России и странах СНГ. Есть только семь стран, где существуют такого типа ансамбли, но они струнные, а с фортепиано, как у нас, именно такой состав один-единственный!
 
– Особенно для провинции это в новинку, такой музыки нам правда не хватало. Но и глядя на сцену, было видно, с каким удовольствием вы играете!
 
– Мы выкладываемся до конца, и когда слышим аплодисменты – это возвращается нам.
 
– Есть такие композиции, которые были для вас как вызов, особенно интересные своей сложностью в исполнении?
 
– Вы знаете, вообще всё сложно, потому что эта музыка написана для оркестра, а я делаю переложение на четырёх человек. И нужно исполнить это так, чтобы люди услышали в нашей интерпретации все нюансы. Четыре человека должны, по сути, передать то, что играют сто человек, и сделать это так, чтобы слушатель получил полную картину, а это очень сложно.
 
– Получается, вы, когда создаёте аранжировки, выступаете практически как соавтор?
 
– Я очень уважаю всех композиторов и делаю всё деликатно, чтобы не тронуть оригинал, не прибавить лишнее. Просто исполнение, может быть, именно такое, новое.
 
– В вашей сегодняшней программе подавляющее большинство были саундтреки из западных, голливудских фильмов. А из наших вы исполнили классику, из советского кино. О чём это говорит – в нашем кино мало достойных композиций?
 
– Наоборот, даже больше. Я, конечно, не хочу сказать, что кто-то хуже, но у нас очень много великих, гениальных композиторов – Гладков, Рыбников, Таривердиев.
 
– В том-то и дело, вы назвали действительно неоспоримо гениальных, признанных композиторов – но советского периода. А что же с нашим современным кино и музыкой к нему?
 
– А вот в современном кино я такого пока не встречал. В них в основном эстрадная музыка, песни определённых исполнителей, а не оригинальные саундтреки. Потому что для них нужно очень много денег – это оркестр, дирижёр, студия, а бюджеты современного кино такие траты, видимо, не позволяют.
 
– Музыка в фильме – важная составляющая?
 
– Для меня в кино на первом месте сценарий, а потом сразу – музыка, потому что это эмоции, жизнь.
 
– А сами вы пишите музыку?
 
– Да, если бы я не писал, не смог бы ничего этого создать! Я не сажусь конкретно что-то написать, просто, когда приходит что-то, я это записываю. Был случай, когда мы играли среди прочих известных композиций в концерте мои – и публика не почувствовала разницы, её приняли так же, как музыку популярных авторов!
 
– Как вам наш город, публика, понравилась сцена, звук?
 
– Всё было очень хорошо – спасибо, и зрители замечательные! Город я, к сожалению, увидеть ещё не успел, мы приехали и сразу стали играть.
 
Кстати, уже 30 октября музыканты исполнят своеобразный микс двух своих первых программ в Мурманской филармонии.
 
Кристина НОВИКОВА, фото автора