Мурманские музыканты не боятся экспериментов
26 августа, 2021 08:30 | Культура | Виноградов Илья
 
Сначала заиграли скрипка и виолончель, потом грянул рояль, вступили ударные, бас-гитара. Но, несмотря на классические элементы, музыка была явно не классической. И до боли знакомой. Несколько аккордов - и стало понятно: конечно же, это легендарные «Перемен!» Цоя! Но в крайне необычной аранжировке. А играли композицию музыканты известного мурманского ансамбля «Легкие люди» с солисткой Екатериной Ефремовой. Увидев запись песни в соцсетях, я в очередной раз удивился разносторонности талантов творческих людей Мурманска. И наш разговор с виолончелисткой ансамбля и Мурманской областной филармонии Екатериной Охраминской, которой принадлежала идея этого номера, получился как раз во многом об экспериментах в творчестве.
 
Музыка по принуждению и любви
Экспериментов на творческом пути Екатерины Охраминской, как выяснилось, было немало. Да и сам приход в музыку, и приезд в Мурманск были в чем-то экспериментом.
 
Родилась Катя в Костроме. В 6 лет ее отдала в музыкальную школу мама, которая в детстве хотела заниматься музыкой и даже сама пошла в «музыкалку». Но, как позднее рассказывала, не хватило родительского контроля, без которого, позанимавшись, может быть, пару месяцев, начинающая музыкант бросила занятия. И потом всю жизнь с сожалением говорила, что, если бы родители просто лишний раз сказали, что надо заниматься серьезнее, жизнь у нее могла бы быть другой.
 
- Но она всегда любила и любит музыку, всегда меня поддерживала, - говорит Екатерина про маму. - Не заставляла, но все так было организовано, чтобы каждое воскресенье я занималась под контролем мамы. Если бы не она, я тоже могла бы бросить.
 
Оканчивая школу, Катя долго думала, куда пойти дальше: были разные варианты.
 
- Но мне всегда хотелось на сцену. И так как уже что-то умела, то выбрала этот путь. Хотя еще интересовали театр, история, литература. Я, конечно, гуманитарий, хотя и математика легко давалась. Но наукой не хотела заниматься. Гуманитарные предметы казались более прикладными, а что такое наука - не представляла.
 
Там же, в Костроме, поступила в училище. Потом в Петрозаводск в консерваторию. После которой и приехала в совсем неизвестный ей Мурманск.
 
Люди из темноты
Это произошло так. В Финляндии на совместном проекте она познакомилась с мурманскими музыкантами из филармонии - это были Дмитрий Гилев, Марина Письменская и Евгений Попов. 
- Мне они очень понравились, - вспоминает Екатерина. - А они сказали, что могу приехать в Мурманск, они как раз виолончелистку искали. Так что в Мурманск я приехала просто к знакомым людям. Захотелось с ними работать, потому что они очень хорошие музыканты. До этого здесь ни разу не была, никакого представления о городе не было. Первые впечатления от Мурманска - темнотища. Помню, ничего не поняла. Я приехала в январе. Январь, февраль пролетели как одна ночь. Холода не боюсь, потому что в Петрозаводске зимы тоже не южные, но темнота была непривычной.
 
Как признается Катя, она больше привыкла к старинным русским городам, к той архитектуре, истории. И в Петрозаводске ей уже этого очень не хватало - городу всего 300 лет!
 
- Но под конец уже привыкла, - говорит она. - И когда приехала Мурманск, где еще меньше старых зданий, истории, уже не так тяжело было, как в Петрозаводске.
 
Когда в жизни довлеет рок
Отходить от канонов Екатерине нравилось всегда. Любила неклассическую музыку - джаз много слушала, западный классический мелодичный рок 1960-70-х годов. В первую очередь «Scorpions». Даже ездила на концерт звезд в Москву.
 
Нравится и отечественный рок, например, «Би-2».
 
- Ходила на них в Мурманске. Впечатлили сильно, у них и тексты, и музыка, и как себя ведут на сцене - очень высокого класса, - признается Катя.
 
Сказались интересы и на собственном творчестве. Екатерина с удовольствием участвует в необычных проектах.
 
- Тяга к экспериментам уже в училище была, - делится она. - Была тогда популярна группа «Апокалиптика». У меня был друг, гитарист, он очень любил эту группу. Он нашел ноты, какие-то аранжировки сам сделал. И мы тоже такое играли. Выступали в Костроме в кофейне «Юлька» - легендарное место городской богемной тусовки. Странное, в подвале. Тогда еще курить можно было везде, и все было в дыму, глаза в кучу, инструменты все пропахшие дымом. Рок на виолончелях вживую играли. Не могу даже представить, как это звучало со стороны! Даже был свой местный продюсер, который хотел свозить нас в Москву, еще куда-то, чуть ли не в Нью-Йорк. Но, конечно, никуда так и не поехали.
 
Зато смелости и кругозора эти выступления прибавили. И в Мурманске эксперименты продолжились.
 
Звуки немого фильма
Не так давно Екатерина участвовала в музыкальной озвучке немого кино.
 
Это был норвежский проект. Никто такого не делал - все было онлайн. В Тромсё сидели зрители, один музыкант там был, кто-то в Швеции, я в Мурманске. И вживую играли. Удалось технически это сделать. На всех репетициях была задержка звука, а на выступлении - минимальная. Конечно, тут была импровизация, с классической музыкой так бы не получилось. Был фильм 1926 года «По закону» (0+) режиссера Льва Кулешова по мотивам рассказа Джека Лондона, советская классика. Очень интересно было - я никогда с этим не соприкасалась.
 
А самый интересный эксперимент, по ее словам, был в Мурманске, когда еще работала галерея «Светотень». На экране показывали кадры природы - водопады, реки, облака. И - несколько музыкантов, которые импровизировали.
 
- Я тогда импровизировать не умела, - рассказывает Катя. - Но просто пошла, потому что подумала: если я откажусь, значит, испугалась, а я не могу так, я же консерваторию окончила. И я пошла. Очень хорошо настроилась и позволила себе отпустить ситуацию. И играла, закрыв глаза. Это было здорово. Потом они еще раз пригласили, но это было уже не то. Зато уверенность в своих силах появилась.
 
Кому улыбнулся Моцарт
Еще одним запомнившимся экспериментом было участие в фестивале культуры Индии, ежегодно проходящем в Мурманске по инициативе Центра ведической культуры в Мурманске. В один из годов главным гостем фестиваля стал известный музыкант Бхакти Бринга Говинда Свами. Ни больше ни меньше - сын первого продюсера Элвиса Пресли, который еще в молодости оставил звездную тусовку и занялся духовным самосовершенствованием в традиции индуизма. Но музыку не оставил. Традиционные индийские бхаджаны - духовные песни и мантры - в его исполнении звучат по всему миру, в том числе он выступает в сопровождении больших оркестров. Вот организаторы фестиваля и решили представить нечто подобное мурманчанам. И стали искать музыкантов. Екатерина Охраминская согласилась одной из первых.
 
- Приехавший музыкант мне понравился. Он с нами общался взглядами, запомнились его лицо, глаза. Был момент, когда он сидел в зале филармонии, это еще до реконструкции было, а за ним был портрет Моцарта. И в какой-то миг мне показалось, что Моцарт улыбнулся. Подумалось, что это какое-то индийское чудо! - смеется Екатерина.
 
Позже она не раз заглядывала на фестиваль, видела и приезжавшего на него «чистокровного» индийского музыканта Битту Маллика.
 
«Кино», кукла и танго
И вот не так давно с ансамблем «Легкие люди» она сыграла Цоя.
 
- Тогда непонятная, напряженная ситуация была в стране и в мире, конфликты в обществе, закрытые границы, - поясняет она. - Очень хотелось высказаться, и эта песня первой пришла на ум. И музыканты меня поддержали, хотя музыка, конечно, вне политики. Петр Макаров очень удачную аранжировку сделал, за пару дней записали, выложили в соцсети. Было много отзывов. Написали даже люди, с которыми не общались очень-очень давно.
 
А после «Кино» Екатерина перешла к телепередачам. Она стала инициатором и создателем проекта передач с кукольным мальчиком Петровым, который рассказывает своим настоящим сверстникам про филармонию и классическую музыку. Думается, большинство северян если не смотрели его серии, то хотя бы просто слышали о проекте, который стал очень популярным.
 
- Идея пришла неожиданно, - говорит музыкант. - Был областной грант. И Виктория Владиславовна Чачина, директор филармонии, спросила меня, почему бы не подать заявку. Причем хотела, чтобы я подала проект «Музыкальный алфавит», который давно веду в филармонии. Я подумала, что для него деньги не очень нужны. Но вспомнила, что мы когда-то с Катей Ефремовой фантазировали, что здорово бы объединить кукольный театр и музыку. И тут сошлось, мы поняли, как соединить куклу и музыку и рассказать детям об искусстве, чтобы в филармонию дети приходили уже подготовленные.
 
Мне кажется, очень успешно получилось. В гранте писала, что на серию будет тысяча просмотров. Но серия про Петрова и альт почти 40 тысяч просмотров набрала!
 
Серии передачи автор выкладывала на свой канал на «Ютубе», «ВКонтакте». И герой шагнул за пределы Кольского края - отзывы на передачу приходят отовсюду, серии выкладывали в российских крупных музыкальных группах.
 
- Причем некоторые группы сами брали, без спроса, но я была не против, - улыбается автор.
 
Однако снова подавать заявки на гранты музыкант пока не спешит, потому что это очень много времени занимает.
 
- Катя Ефремова хотела дипломный спектакль на средства гранта сделать, но, когда увидела, сколько надо всего, сказала, я лучше возьму кредит, и так и сделала, - говорит виолончелистка. - Для творческого человека это очень тяжело. Хотя сейчас для творческих проектов это, пожалуй, единственная реальная возможность воплотиться в жизнь.
 
А творческих идей у нее скопилось много.
 
- Есть идея, как можно продолжить проект с Петровым, - делится Катя. - Для детей много чего можно сделать через него - и про книги рассказывать, и про картины - в мурманской культуре много интересного. Писатели есть талантливые. Читали недавно книгу Дмитрия Коржова «Мурманцы» (18+), очень здорово, что такое есть. Мечтаю попутешествовать, показать Кольский полуостров северянам и жителям других регионов. А еще идея танго-фестиваля, чтобы несколько дней были танцы, мастер-классы. Но надо коллективы приглашать, дождемся, пока границы откроют.
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 26.08.2021