logof  
eye (8152) 994-333
г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.3
Джаза много не бывает
23 ноября, 2023 09:12 | Культура | Павел Николаев
 

40 лет на джазовой сцене! Феномен выдающегося джазового пианиста Даниила Крамера можно понять лишь в концертном зале, когда он не только играет, но и разговаривает с публикой. Когда шутит и улыбается. Когда с иронией проходится по сегодняшней «монетизации культуры» и просит слушателей не отчаиваться, а наслаждаться моментом, общением с искусством...

Квинтет лучше трио?

Посещая Мурманск в четвертый раз, Даниил Крамер привез на концерт целый квинтет музыкантов. Это уже известный северянам контрабасист Григорий Зайцев и только вступающий в джазовую жизнь барабанщик Омар Саидов. Юноша третьекурсник Гнесинки, а как владеет палочками - заслушаешься!

Казалось бы, джазовое трио - это излюбленный жанр пианиста. Достаточно вспомнить один из немногих его альбомов на компакт-диске «Крамер. Вудс. Бутман», где на басу сыграл чернокожий американец Ричи Вудс, а на ударных Олег Бутман, младший брат знаменитого саксофониста Игоря Бутмана. Восемь пьес, и одна другой заковыристей, особенно хорош в интерпретации маэстро джазовый стандарт из 1930-х «На солнечной стороне улицы»...

Однако теперь клавишник прихватил с собой еще и супружескую музыкальную пару - певицу Викторию Каунову и альт-саксофониста Илью Морозова. Дуэт семейно-творческий, в зале Мурманской областной филармонии прозвучала их лирическая баллада «Подлунная», стихи которой написал отец певицы Анатолий Каунов:

Вместо кисти возьми облака,

Вместо ватмана -

                         звездное небо...

Голос и сакс звучали в терцию, что само по себе впечатляет, но тембр певицы еще и напоминал интонации звезды «белого джаза» 1950-60-х Аниты О,Дэй.

Григорий Зайцев и Виктория Каунова. Фото Льва Федосеева.
Григорий Зайцев и Виктория Каунова. Фото Льва Федосеева.

«Но теперь я понял»

Именно советская эпоха начала 60-х царствовала на сцене в первом отделении.

- Когда-то комсомольские работники заставляли нас, джазменов, включать в программы советские песни. Но теперь я понял, какие иногда замечательные мелодии писали композиторы советского прошлого, - пояснил Крамер.

В подтверждение его слов совершенно неожиданно прозвучали песни Тихона Хренникова «Московские окна» (1960 год, визитная карточка Ирины Бржевской), Андрея Эшпая «А снег идет» (1961 год, Майя Кристалинская) и Аркадия Островского «Ты глядел на меня» (1964 год, снова Кристалинская). Причем Даниил Крамер избрал очень выразительную подачу: огромные промежутки между куплетами, которые с нарочитой безыскусностью пела Виктория Каунова, связывались джазовыми импровизациями с последовательным солированием рояля, контрабаса, саксофона и барабанов. Пианист даже стучал соло ладонями по деке рояля, заводя барабанщика. Блеск!

Здесь следует отметить одну особенность стиля пианиста Крамера. Он принадлежит к числу самых быстрых клавишников мирового джаза, способных развивать длительные пассажи со скоростью свыше 320 нажатий в минуту. И это не школьные этюды Черни. Это осмысленное движение пальцев по клавишам в рамках изначальной песенной гармонии. Словно ветерок по полю ржи...

Послышались отдельные выкрики «браво!». Овацию остановил только перерыв на антракт, при этом маэстро уместно пошутил:

- Должны же вы сходить в буфет за пирожными!

Илья Морозов. Фото Льва Федосеева.
Илья Морозов. Фото Льва Федосеева.

Каждый - как последний

А буфет в филармонии знатный, это к вопросу о земных наслаждениях, о которых весь вечер толковал московский гость. Второе отделение концерта кардинально отличалось от первого, и вот почему.

Квинтет заиграл старый западный джаз и поистине раскрепостился. Начали опять втроем - с мелодии Хоги Кармайкла «Близость к тебе».

- …Самая антиковидная тема, - пошутил Крамер.

Виртуозные соло пианиста, перехват мелодии басистом, россыпь дроби по коже барабанов.

Саксофон Морозова вступил на пьесе знаменитого саксофониста Чарли Паркера «Орнитология», и молодой музыкант школы Игоря Бутмана показал себя тоже виртуозом: скорость игры, двойные ноты, взятые одновременно, рисунок исполнения, отличающий профи от любителя, общая непринужденность импровизации.

Наконец мастерство показала певица Каунова. В пьесе того же Паркера «Чероки» она начала петь без слов в унисон с саксофоном, и подобные мелизмы не уходили из ее исполнения до конца концерта.

Завершилось представление двумя энергичными песнями «Убирайся вон из моего города» Кола Портера и «Yeh! Yeh!» Джона Хендрикса, причем в последней вокалистка даже заставила подпевать публику припев «Йе-йе»: «Сначала женщины... Теперь мужчины... А теперь все вместе!». Ну, как это принято теперь с легкой руки Пола Маккартни...

Но и на этом не все кончилось. Даниил Крамер, старый педагог консерваторий, ведущий тонких джазовых передач на ТВ, поблагодарил публику, до отказа заполнившую большой зал филармонии, и предложил слушателям каждый день жить, как последний, никого не обижая. Только это продуктивно в наше непростое время.

 

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.11.2023

 
Template by JoomlaShine