Сезон в филармонии открылся необычным концертом
20 сентября, 2023 10:52 | Культура | Павел Николаев
 
Слева направо: Анастасия Давыдова, Ольга Васильева, Ирина Волокославская, Петр Макаров.
 
Не так часто мы слышим в концертных залах древнерусские гусли или старокарельское кантеле. И хотя это инструменты родственные, тембровая окраска и способ звукоизвлечения у них различаются. А уж увидеть легендарных струнных «свидетелей веков», звучащих на сцене одновременно, - большое везение. Повезло в минувшую субботу посетителям Мурманской областной филармонии.
 
Сны Бальзаминова
Из Москвы к нам приехала Ольга Васильева, принадлежащая к числу виртуознейших гусляров России. Начинала она осваивать былинный инструмент в детстве во Пскове, в современной гуслярской мекке. Затем музучилище и консерватория в Питере, победы во всероссийских и международных конкурсах и в конце концов приглашение в столицу преподавать гусли в Академии музыки имени Гнесиных.
 
- Сейчас у меня двадцать студентов, и можно только радоваться обилию поклонников этого жанра среди молодежи! Недавно молодые гусляры даже на Сахалине объединились в свое интернет-сообщество, - рассказала мне московская гостья после концерта.
 
Разновидностей гуслей существует множество - шлемовидные, крыловидные, клавишные (или оркестровые)... Но Ольга Васильева играет на так называемых звончатых - в пальцах правой руки медиатор («бряцание»), а пальцы левой либо играют самостоятельно щипком («подцепом»), либо заглушают струны, чтобы медиатор правой руки правильно ударил по аккорду. И все это на бешеной скорости!
 
Васильева умеет имитировать на гуслях другие народные инструменты. Помните давний замечательный кинофильм «Женитьба Бальзаминова»? Эпизоды, где главный герой представляет себя в роли генерала или в образе самодержца всея Руси? Так вот, на мурманской сцене Ольга Васильева достоверно передала звучание балалаек в мелодии из этого кинофильма. А в протяжном течении старинного романса «Эта темно-вишневая шаль», который она исполнила следом, явно слышалась домра с ее приемом тремоло.
 
Изготовил Ольге гусли из клена и ели лучший, по мнению многих, мастер страны Олег Ермолаев. Так и вижу эту картинку: в сопровождении егеря и с разрешения природоохраны Олег Никифорович подыскивает подходящее дерево в заповедных псковских или суздальских лесах...
 
На фоне озера Рускеала
А вот кантеле мурманчанке Ирине Волокославской, тоже лауреату всероссийских и международных конкурсов, изготовил еще лет двадцать назад из березы и ели знаменитый карельский мастер Виктор Челомбитько. Да и вообще кантелисты в России кучкуются в основном вокруг Петрозаводска, ведь это национальный карело-финский инструмент, часто, как и гусли, звучащий в старинных сказаниях. Там Ирина окончила и музыкальную школу, и училище, и консерваторию, и аспирантуру по классу кантеле.
 
Причем если на звончатых гуслях 17 струн, то на кантеле уже 39. Да и звучание кантеле помягче, понежнее, потому что играют на нем двумя руками исключительно щипками пальцев. Что и позволило Ирине Волокославской переложить для карельского народного инструмента, например, фортепианную пьесу Клода Дебюсси «Лунный свет» или первую часть сонаты для скрипки и фортепиано Карена Хачатуряна (сопровождал ее исполнение на концерте известный заполярный пианист Петр Макаров).
 
Ну и, разумеется, слушатели прониклись классикой наших северных соседей - например, сочинением популярной в Карелии исполнительницы на кантеле Ирины Шишкановой  «Калевальская руна».
 
Любопытно, что художник по свету Мурманской филармонии Сергей Оношко подобрал для этого номера Ирины Волокославской знаковую иллюстрацию: на большом экране за сценой демонстрировался осенний вид на скалистое озеро Рускеала. Да-да, то самое озеро близ финской границы, где полвека назад кинорежиссер Станислав Ростоцкий снимал в Карелии культовый фильм «А зори здесь тихие».
 
А когда под занавес концерта объявили первое исполнение пьесы карельского композитора Вячеслава Иванова «Возвращение в город», специально написанной для Ольги Васильевой и Ирины Волокославской, на экране появился осенний пейзаж среднерусской равнины, и зазвучал настоящий современный джаз с замедленной мелодией и перекличкой дружественных струн гуслей и кантеле в сопровождении «Стейнвея», за которым сидела московский концертмейстер Анастасия Давыдова.
 
Московское лето
Вела концерт артистка областного театра кукол Екатерина Ефремова, композитор, певица, гитаристка и коллега Ирины Волокославской по бардовскому дуэту «Струны, струны», о котором «Мурманский вестник» рассказывал в прошлом декабре. Тогда наши землячки взяли в Москве гран-при всесоюзного конкурса бардовской песни «Покровский собор», после чего у них в столице появилось немало поклонников.
 
- Многие оценили необычное сочетание инструментов - гитара и кантеле,  - говорят мне девушки.
 
В нынешнем июне дуэт мурманской филармонии «Струны, струны» опять пригласили в Москву - на Х Международный фестиваль «Гусли мира» (6+). Любопытнейшее было событие! Исполнители со всей страны использовали приемы от а капелла до сопровождения на гуслях и лютне. А известный автор-исполнитель Елена Фролова о выступлении мурманчанок сказала со сцены следующее: «Это совершенно! Это сочетание инструментов, которое, кажется, было в России испокон веку!»
 
А в июле заполярные артистки вторично поехали в столицу на выступление в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой. Избалованная столичная публика уже сознательно шла на экзотичных, но знакомых музыкантов. Московское лето удалось.
 
- Почему у вас до сих пор нет альбома на компакт-диске? Мы поможем организовать студию и запись! - вопрошали влиятельные в бардовских кругах москвичи.
 
Но записываться мурманчанки решили дома и теперь сортируют свой музыкальный багаж по весу. Песен уже множество. И едва ли не единственной написанной посторонним автором стала в их репертуаре песня той самой Елены Фроловой, назвавшей дуэт «Струны, струны» совершенным.
 
С младых ногтей
...А теперь, пожалуй, о грустном. Возвращаясь в зал нашей филармонии, к гуслям и кантеле, которые то сменяли друг друга, как бы состязаясь, то объединялись в гармоничном согласии древних голосов, все-таки не удержусь и выдам одну маленькую (хотя доля кого как) тайну. Исполнительницы на обоих этих инструментах с младых, как говорится, ногтей не знают, что такое... маникюр. Ногти их пальцев коротко подстрижены, а на подушечках - твердые мозоли. Тут приходится выбирать - или красота рук, гламур и все такое, или музыка. Вечная и какая-то нездешняя.
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 20.09.2023