Держу пари, что петербургский джазовый пианист Алексей Черемизов, вспоминая о гастролях в Мурманске, не раз и не два поблагодарит в душе службу сервиса гостиницы «Меридиан». Грузчики в аэропорту, как водится, переусердствовали. Припасенная для друзей в чемодане Алексея бутылка армянского вина разбилась, и его дорогой концертный костюм из серого тут же превратился в красный. Ситуация казалась катастрофической, если учесть, что до выступления в Мурманске оставались считанные часы. Однако на помощь пришли работники отеля. И сценический образ элегантного джазмена ни на йоту не пострадал.
Кстати, об армянском вине. Мурманские гастроли трио Алексея Черемизова и великого американского джазового вокалиста Джейми Дэвиса прошли вслед за их выступлением в Ереване, где они имели возможность по достоинству оценить талант местных виноделов. Музыканты там настолько сработались, что в Мурманской областной филармонии им хватило для репетиции всего-то полчаса.
Забегая вперед, отмечу, что в финале выступления мурманчане устроили джазменам овацию стоя. Растаяв от столь теплого приема, Джейми Дэвис прямо со сцены предложил устроить фотоссесию с каждым из зрителей, чем, надо отметить, чрезвычайно удивил и публику, и сотрудников филармонии. Такой широкий жест от мировой звезды здесь увидели впервые – «шоколадный баритон», как его называют поклонники, после концерта еще около часа пел в буфете, фотографировался с мурманскими почитателями его таланта и раздавал автографы. Нужно ли добавлять, что часть зрительного зала, вдохновившись неожиданной импровизацией, перекочевала вместе с джазменами на их следующий концерт в ресторан «7 небо», который закончился поздно вечером?! И там тоже от желающих сфотографироваться с мировой звездой джаза не было отбоя. Особенно среди барышень!
И по всему было видно, что Джейми Дэвис выступает в Мурманске не последний раз.
 
Северный маршрут
Как признался Джейми Дэвис в интервью «Вечерке», Мурманск его очаровал. «У вас прекрасный город, и снег так ему идет!» – добавил джазовый вокалист. А вкусу Джейми, который уже несколько десятков лет находится в пантеоне великих джаз-вокалистов, нельзя не доверять. Критики особенно отмечают, что он один из немногих, кто умеет одеться и подать себя так, как это делали в лучших фешенебельных залах золотых времен джаза. Впрочем, «Вечерке» американский джазмен открыл тайну: ни консультантов по имиджу, ни личного стилиста у него никогда не было и не будет, поскольку он умеет прекрасно справляться с этой задачей – сам придумывает свой образ и подбирает одежду.
С конца девяностых он активно гастролирует не только по Америке и Европе, но и по России. И называет себя путешествующим джазовым вокалистом. Мурманск стал самой северной точкой его маршрута. «Замерз у вас почти так же, как и на гастролях в Сибири, но тепло прекрасной мурманской публики меня согрело», - шутил Джейми Дэвис.
Кстати, о публике. Первыми слушателями будущего величайшего джазового вокалиста были его домашние. Джейми родился в 1949 году в семье американского священника. Он был самым младшим среди своих семерых братьев и сестер, которые пели в церковном хоре. И когда Джейми немного подрос, он к ним присоединился. «Я вырос в доме, где
джаз был любимой музыкой, – рассказывал он. – Как младший в семье я имел возможность слышать все направления джаза за всю его историю: от спиричуэлс и блюза до авангарда, от кул-джаза до свинга, бибопа, биг-бэндов, фьюжн и смут-джаза!». Сложно предположить, что в такой семье чрезвычайно одаренный вокально и артистически Джейми Дэвис мог бы стать кем-то другим, а не джазменом.
 
Внутри все одинаковые
Вопреки некоторым опасениям мощный и в то же время чувственный шоколадный баритон мировой звезды джаза при перелете из Еревана в Мурманск ни капли не пострадал, что американский вокалист с удовольствием демонстрировал и на концертах, и даже в гримерке. «Мой голос довольно рано мутировал, мне было примерно 16, – рассказывал джазмен. – Я всегда пел в хоре басовые партии. И то обстоятельство, что у
меня бас-баритон, хорошо мне послужило – это позволило мне повидать мир!».
Свой первый джаз-бэнд Джейми Дэвис собрал, как обычно бывает, в подростковом возрасте. Но известность, как бы парадоксально это не звучало, ему принесла… служба в армии! Певец служил в специальном армейском музыкальном подразделении вроде нашего заполярного ансамбля песни и пляски Северного флота. Исполняя свинг и блюз, служивые музыканты поддерживали солдат на военных базах. И именно на этих выступлениях Джейми нашел свою манеру исполнения, и его несомненный талант отметила публика.
У Джейми Дэвиса есть своя исполнительская философия. Он поделился ею и с «Вечеркой»: «Достоверность, душа, квинтэссенция человеческих отношений... это в моем творчестве – из детства. Мы принадлежим к разным культурам, но внутри – все люди одинаковые, что чувствуете вы, то чувствую и я. Безусловно, свои эмоции мы ощущаем по-разному, но именно в музыке мы можем обмениваться переживаниями и понимать
друг друга. В этом обмене эмоциями и есть искусство джаза. И я счастлив, что в чудесном северном Мурманске этот обмен состоялся».
Обладатель бархатного баритона не без гордости сказал, что именно джаз позволил ему встретиться и подружиться со многими крутейшими творческими личностями по всему миру. «Это честь для меня – быть среди таких людей!» – добавил он.
 
Завеса тайны
Можно не сомневаться, что под крутейшими творческими личностями Джейми, в частности, подразумевал и трио Алексея Черемизова, с которым джазовый вокалист отправился в очередной гастрольный тур. Алексей Черемизов, представитель петербургского джаза, который на гастролях в Мурманске делил гримерку с американским шоколадным баритоном, полностью разделил и его восторг по поводу заполярной столицы и мурманской публики. «Был в Мурманске года три назад, –
подключился к беседе с «Вечеркой» джазовый пианист. – У вас очень образованная, воспитанная, теплая, изумительная публика. Я считаю, Мурманск – это наш такой запад. Я имею в виду и географию, и уровень культуры. Здесь все на высоком уровне, начиная от филармонии, сцены и заканчивая современными музыкальными инструментами».
Добавлю, что это не первый музыкальный проект Черемизова с американскими джазовыми вокалистами мирового уровня, которые творчески обогащают всех его участников, приносят новые музыкальные впечатления и публике, и самим джазистам.
Помимо Алексея в состав трио вошли известнейшие представители московского джаза – Владимир Кольцов-Крутов, который не раз признавался одним из лучших контрабасистов страны, в Мурманске он, к слову, частый гость. И барабанщик Ильдар Нафигов, можно сказать, с первых звуков ударной установки завоевавший сердца мурманских
поклонников джаза. Его тактичная манера игры чрезвычайно деликатно подчеркивала музыкальные партии сценических партнеров, создавая общую гармонию, что среди ударников, грешащих доминированием на сцене, случается не часто.
Кстати, представляя Ильдара Шаумяновича, Алексей Черемизов особо выделил ударение в его фамилии на букву «И». А то в Мурманске нашлись дилетанты от джаза, которые этого не знали.
После мурманских концертов джазмены увезли в свои гостиничные номера букеты цветов от поклонниц и сувениры от филармонии на память. А Джейми Дэвис еще и кружку с терморисунком, на котором изображена панорама заполярного Мурманска, ставшего для звезды мирового джаза городом дебюта. Здесь он впервые в своей изысканной манере приоткрыл мурманскому слушателю завесу тайны, которой так любит окутывать себя джаз.
Анжелика КОВАЛЕВА. "Вече6рний Мурманск" 14.04.2019