Актрису Юлию Рутберг повенчали в Мурманске
 
Юлию Рутберг в Мурманске встретили как свою. Зрительный зал филармонии взрывался то от аплодисментов, то от хохота, вместе с народной артисткой читал стихи, подпевал ей, играл с ней, наконец, двухчасовой моноспектакль в сложнейшем жанре кабаре, у которого не бывает четвертой стены. Юлия Ильинична приемом была растрогана. «Я только на сцену вышла, еще даже не мяукнула, а были такие аплодисменты, будто меня укутали в пуховое одеялко, – делилась она в гримерке с «Вечеркой» после спектакля. – Я так была благодарна мурманчанам! Потому что у артиста не бывает прошлых заслуг, бывает только сегодняшний выход на ристалище, и ты должен его выдержать». 
 
Бродячий образ жизни 
 
На ее моноспектакль «Кабаре «Бродячая собака» билеты размели почти в одночасье. Даже контрамарок не было! Каждый шел к своей Рутберг – актрисе Театра имени Евгения Вахтангова, где она служит больше трех десятков лет. Или к киноактрисе, за плечами которой более 70 ролей. Или к исполнительнице чувственных песен, которая сама определила себя фразой: «Я женщина-контрабас». А кто-то запомнил ее по сериалу «Не родись красивой» и до сих пор, как пароль, произносит мгновенно ставшую популярной фразу ее не от мира сего героини Кристины: «Привет, дядьки и тетьки!».
 
Продюсеру, который привез актрису в заполярную столицу, она сказала: «И в Петербурге выступала с «Собакой», и к вам, в Мурманск, с «Собакой» еду». Привыкший к причудам творческих утонченных натур продюсер на всякий случай уточнил: «И на спектакль в филармонию тоже свою собаку возьмете?!». Она рассмеялась и призналась, что «Бродячая собака» – это не только ее любимый моноспектакль в жанре кабаре, но еще и образ жизни. И тут с ней не поспоришь! Юлия Рутберг прибыла к нам из Санкт-Петербурга ночью, успела немного поспать, проверить зал, сценическую «подзвучку», порепетировать, выступить. И ночным рейсом отбыла в столицу на спектакли. Как такая хрупкая, утонченная актриса выдерживает такой жесткий гастрольный график? Реально его вообще выдержать?
 
– Реально. Выдерживаю. Во-первых, потому что мне нравится то, что я делаю. А во-вторых, благодаря публике, – ответила она. – Ну, конечно, когда не спишь ночами и сбиваешь биологические часы, бывает трудновато. Но это гораздо лучше, чем ничего не делать. Конечно, от бесконечных перелетов и переездов периодически устаешь, хочется побыть дома. Но для артиста самое большое счастье, когда есть возможность путешествовать, передвигаться по миру. Встречаться с разной публикой и видеть разные лица, испытывать разные эмоции. И вообще движение – это жизнь, это дает тебе силы. 
 
Банда, села! И боже упаси! 
 
В Мурманске Юлия Рутберг признавалась, что влюбилась в поэзию, еще когда папа читал ей, пятилетней дочке, сборник детских стихов Вадима Левина «Глупая лошадь». А особенно вспоминала школьную учительницу литературы: «Каждый человек в школе встретил одного или нескольких учителей, личностей, которые пришли в школу по велению души, для которых было очень важно сочетание «поэзия педагогики». И эти люди открывали нам форточку, окно, дверь в мир. Когда я перешла из третьего класса в четвертый, мы с одноклассниками познакомились с нашей новой учительницей литературы. Мы увидели очень странную женщину, которая сидела в низком кресле за высоким столом в огромных очках и смотрела удивленно вытаращенными большими глазами на нас поверх этих очков. Мы испугались, обалдели, подумали, будто что-то случилось. Только потом мы поняли, что это как раз была «точка покоя». Звали учительницу Лидия Николаевна. И она сказала фразу, которая стала для нас напутствием с четвертого по десятый класс перед началом урока литературы: «Банда, села! И боже упаси!». Это была изумительная женщина! Она настолько расширяла рамки нашей школьной программы, у нас было столько внеклассного чтения, сочинений на свободную и заданную тему, что мы все поголовно влюбились в литературу. В том числе поэзию Серебряного века». И это сыграло не последнюю роль в том, что названием и одной из тем своего моноспектакля актриса выбрала литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака» – один из петербургских центров культурной жизни начала прошлого столетия. 
 
Свойская непосредственность 
 
На сцене она поражала зрителей не только сценическим талантом, изысканной утонченностью, но и чувством юмора, и непосредственностью. В середине концерта взяла в руки заботливо приготовленную для нее буфетную чашку. И заинтриговала: «Когда я на сцене поднимаю эту чашечку, я редко говорю о том, что у меня в ней, думаете, у меня тут кофе или чай?». И, выдержав паузу, добавила: «Ладно, мурманчанам скажу: у меня тут коньяк! Мне можно, а вам – нельзя!», в очередной раз заставив зрителей развеселиться.
 
Тост Юлии Ильиничны, поднятый за понимающую мурманскую публику, как нельзя лучше соответствовал и общему настроению моноспектакля, и той весенней ноте, которая звучала, кажется, в каждом искреннем признании актрисы: «Мы все время пытаемся что-то копить, что-то откладывать, и только когда наступает вторая половина жизни, то понимаем, какая она короткая. Я очень хочу, чтобы у вас при всех наших экономических ситуациях всегда хватало денег на книги и на портвейн, чтобы у вас всегда была возможность поехать туда, куда вы хотите, чтобы вы путешествовали, чтобы вы видели улицы, людей, храмы, театры, блошиные рынки, разную жизнь, чтобы вы жили счастливо». 
 
Генсеки в катафалке 
 
К слову, о гастролях и путешествиях. Об одном из первых новогодних выступлений, когда Юлию Рутберг вместе с несколькими однокурсниками по Щукинскому училищу пригласили в подмосковное Одинцово выступить во время праздничной ночи, актриса без смеха не может вспоминать до сих пор. Вечно голодных студентов обещали накормить-напоить и еще заплатить по 15 рублей на брата. Для 1986 года оглушительный гонорар!
 
Командовал гастрольными сборами староста курса, ныне автор и ведущий телепередачи «Сам себе режиссер» Алексей Лысенков. За актерской бригадой вместо пассажирского автобуса пришел катафалк с надписью «Реквием» на борту. А затем, не доезжая до Одинцово, где-то в чистом поле, он еще и встал как вкопанный. Выяснилось, что водитель дядя Коля попросту заблудился и завяз в снегу. До Нового года оставались считанные минуты. И тогда запасливый Алексей Лысенков достал припрятанное шампанское. А без минуты полночь сказал однокурсникам: «У нас здесь с вами ни радио, ни телевизора. Поэтому каждый из вас должен представить, что именно он Генеральный секретарь ЦК КПСС, и, как и положено в эту праздничную ночь, выступить перед страной. «И вот в полночь, в чистом поле, в погребальном автобусе «Реквием» пять генеральных секретарей обращались с праздничной речью к своему народу, – вспоминает Юлия Рутберг. – Мы хохотали до упаду, все-таки справлять Новый год в катафалке выпадает не каждому! Нам было 20 лет, у нас еще сильна была энергия заблуждений, мы еще не успели в жизни переломать рук, ног и пальцев и мы были счастливы! И до Одинцово, в конце концов, тоже добрались. Правда, гости уже спали, и мы, продегустировав остатки праздничного ужина, получили свой баснословный гонорар в 15 рублей, так ни перед кем и не выступив, если, конечно, не считать той спонтанной праздничной речи перед всей страной!». 
 
Поклон публике 
 
В Мурманской филармонии у Юлии Рутберг был дебют. «Я на этой сцене первый раз и должна сказать, что ваша филармония похожа на невесту, – делилась впечатлениями актриса. – Она такая светлая, красивая. Я-то привыкла к черному актерскому «кабинету». А сегодня он был цвета слоновой кости. Вот это создало ощущение, что меня сегодня словно бы повенчали с этой сценой. И еще меня необычайно восхитил мурманский зритель, с которым нас эти два часа несло на одной волне».
 
А вообще, Юлия Ильинична Мурманск запомнила еще в свой первый приезд на Международный кинофестиваль «Северное сияние» как особый город. «Был май, ночью светило солнце, было невозможно заснуть, и это было необычно, как и многое вокруг, – вспоминала она. – Для меня Мурманск остался городом рукотворным, построенным среди сопок и скал. Портовым городом на берегу холодного моря. И с думающей, умной публикой. Пожалуйста, эту фразу обязательно запишите: «Мурманску, публике мурманской от меня – поклон!».
 
_____________________________________________
 
«Мы все время пытаемся что-то копить, что-то откладывать, и только когда наступает вторая половина жизни, то понимаем, какая она короткая. Я очень хочу, чтобы у вас при всех наших экономических ситуациях всегда хватало денег на книги и на портвейн, чтобы у вас всегда была возможность поехать туда, куда вы хотите, чтобы вы путешествовали, чтобы вы видели улицы, людей, храмы, театры, блошиные рынки, разную жизнь, чтобы вы жили счастливо» 
 
Анжелика КОВАЛЕВА.
 
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Фото из открытых  Интернет-источников.