Вы помните, какой была мурманская филармония осенью 2014 года, перед началом большой реконструкции? Как раз в те дни мурманская студия «Рек.А» начала снимать документальный фильм «Филармония» – на последнем концерте перед началом капитальной перестройки здания на улице Софьи Перовской. Премьера фильма прошла в декабре 2017-го в большом зале филармонии, реконструкция которой завершилась год назад.
 
От ремонта до ремонта
 
В день премьеры состоялась встреча любителей мурманского кино с поклонниками классической музыки. На правах хозяйки ее открыла Виктория Чачина, директор Мурманской областной филармонии, почетный гражданин Мурманска.
 
– Фильм, который вы увидите, – это уникальная возможность вернуться на 45 лет назад, прикоснуться к истории здания нынешней филармонии и нашего коллектива, – обратилась к зрителям Виктория Владиславовна. – Мы вместе вспомним некогда стеклянные входные двери, великолепные концерты и встречи с удивительными людьми. Символично, что бывший Дом политпросвещения стал филармонией – домом просвещения и искусства.
 
Создатели фильма не только снимали каждый этап реконструкции, но и чудесным образом отыскали архивные видеоматериалы о музыкальной жизни Кольского Заполярья и судьбе бывшего Дома политпросвещения, в который в начале 90-х переехали мурманские музыканты.
 
– С самого начала нас удивило то, что события 35-летней давности полностью забыты, – рассказывает Светлана Бокова, автор сценария фильма «Филармония». – И то, что коллектив филармонии создавался вопреки множеству  обстоятельств  и благодаря только безумному энтузиазму людей. Два года музыканты не могли выступить в предоставленном им в 1991 году зале, смиренно ожидая, когда закончится первый ремонт. Еще два года – с 2014-го по 2016-й – филармония ждала окончания второй реконструкции. И кажется, борьбу за существование и достойные условия работы мурманские музыканты не прекращали ни на день.
 
Уверенность в стабильности и светлом будущем у коллектива мурманской филармонии появилась только после закончившейся год назад глобальной реконструкции, когда у обновленного здания появилась пристройка, а в большом концертном зале впервые зазвучал панорамный орган.
 
Музыканты-кочевники
 
Предпосылки создания филармонии появились в 70-х годах прошлого века, когда в Мурманске сформировались народный оркестр и народная оперетта, клуб любителей музыки и общество хорового пения, а также концертное бюро. Каждый участник этих организаций мечтал, что однажды сможет заниматься музыкой профессионально, вместо того чтобы выступать в ресторанах и столовых. За дело взялась Лидия Андреевна Клюшева, начальник управления культуры Мурманского облисполкома с 1961 по 1979 год. Казалось, слово «сдаться» ей было незнакомо. За годы ее работы в облисполкоме в Мурманске построили драматический театр и музыкальное училище. Но для филармонии не было ни подходящей сцены, ни помещений для репетиций. К слову, на весь Мурманск тогда было всего два рояля.
 
Датой создания нового учреждения культуры можно считать 12 марта 1975 года, когда концертное бюро преобразовали в филармонию. В жилом доме № 65 на проспекте Ленина ей выделили несколько комнат, деньги на ремонт, покупку инструментов и строительство отдельного входа. В Мурманск приехали 20 музыкантов со всей России. За год они дали полторы тысячи концертов на кораблях и в клубах, на причалах и на делянках, в открытом море и в шахтах. Артисты использовали каждую возможность выйти к зрителю. Но жилье музыкантам не предоставляли, своей сцены не было, по области ездили на поездах и рейсовых автобусах. Через год из 20 музыкантов осталось семеро. Однако унывать никто не собирался, и наши музыканты одними из первых в СССР начали давать концерты в прямом эфире из Мурманской студии телевидения.
 
«Большое музыкальное кочевье», как назвала Светлана Бокова бесконечные гастроли по области первого состава филармонии, продолжалось 16 лет. В 1991 году после развала СССР все помещения бывшего Дома политпросвещения, кроме хранилища документов на первом этаже, были отданы учреждениям культуры. В здании закрылись общество «Знание», Университет марксизма-ленинизма, буфет. Партийная библиотека освободила место для Центра художественных ремесел. Самые масштабные работы развернулись в большом зале, где предстояло оборудовать сцену на месте огромного президиума и создать хорошую акустику. Только в 1994 году самая молодая филармония страны открыла свои двери для любителей классической музыки, и Владимир Пастер, директор филармонии, начал поиски дирижера. Виктор Федотов, один из самых именитых дирижеров Петербурга, предложил присмотреться к студенту Государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Дамиану Йорио. Молодой итальянец, родившийся в Лондоне, не говорил по-русски, но мечтал увидеть Мурманск. И через 20 дней подписал контракт. За год он должен был создать оркестр, а Виктор Федотов – подобрать постоянного дирижера на его место. Первый концерт камерного оркестра Мурманской областной филармонии под управлением Дамиана состоялся 25 декабря 1999 года. Год его «испытательного срока» растянулся на два, три, пять… Только в 2005 году Йорио вернулся в родную Италию.
 
Культурная революция по-мурмански
 
Творческие успехи Мурманского филармонического оркестра все сильнее контрастировали с убогостью обстановки, в которой приходилось работать и принимать зрителей. Бывший Дом политпросвещения стремительно устаревал морально и технически. Спасение виделось только в федеральной программе подготовки Мурманска к 100-летию. Проект реконструкции филармонии успели включить в нее последним наряду с перестройкой драматического театра, модернизацией краеведческого музея и научной библиотеки. И в 2014 году были сломаны первые стены. В связи с экономическими санкциями и кризисом цены на стройматериалы неоднократно менялись, и у строителей не раз возникало желание расторгнуть контракт. Проект меняли на ходу, но работа не останавливалась, пока весной 2015 года федеральный бюджет не отказался финансировать продолжение работ. Тогда Виктория Чачина обратилась за помощью к губернатору Мурманской области Марине Ковтун, и реконструкция продолжилась за счет областного бюджета.
 
– Если потомки будут вспоминать эти годы, то назовут их временем мурманской культурной революции, потому что никогда в такие сжатые сроки не реализовывалось столько культурных проектов, – считает Светлана Бокова. – Имею в виду реконструкцию филармонии, кинотеатра «Мурманск», драматического театра, передачу бывшего гарнизонного Дома офицеров театру кукол. Мы видели, как сносились старые и росли новые стены, но не знаем, какие люди за этим стояли. О чем они мечтали, чего боялись. В своих фильмах мы возвращаем из забытья имена из прошлого и сохраняем имена тех, кто сейчас творит историю для будущих мурманчан. Это фильмы для нас и тех, кто придет после нас.
 
Павел СТЕПАНЕНКО.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
.