- Кто из вас любит блюз? - обратилась в минувшую субботу к мурманчанам в Большом зале колледжа искусств, где квартирует по случаю ремонта областная филармония, американская джазовая певица Гейл Петтис.
   
Ответом был лес рук. И тут-то она и запела «Every Day I Have The Blues» - легендарную песню братьев Спарксов, которую они сочинили еще в 1935 году. Кто только не исполнял за последние 80 лет этот энергичный блюз! Но в 1955 году его записал Би Би Кинг, и именно его аранжировка хранится теперь в Музее грамзаписей Грэмми как эталонная. Повторяя бесконечный рефрен «Каждый день у меня грусть», Гейл Петтис вместе с мурманчанами словно бы помянула великого патриарха блюза, ушедшего от нас в минувшем году…
Вообще-то, если судить по двум выпущенным певицей альбомам, к жанру блюза она склоняется редко. Ее конек - джазовый мейнстрим, старые добрые традиции вокалисток 60-х, пожалуй, годов, никакой эксцентричности. Контральто у нее сдержанной силы, что подталкивает певицу к мягкости исполнения, к своего рода исповедальности.
Оба своих диска с разницей в три года Гейл записала в Сиэтле - городе на самом северо-западе США. И в записи обоих ей подыграл на фортепьяно вместе со своим ансамблем Рэнди Хельберстедт - профессор джазового вокала местного колледжа искусств. В результате Гейл Петтис получила джазовую премию Северо-Западного региона.
К слову, второй из этих альбомов - «Here In The Moment» певица привезла в Мурманск и с удовольствием подписывала всем желающим после концерта. На этом диске я бы выделил песню «At Last». И вот почему. Ее еще в 1961 году исполнила неподражаемая Итта Джеймс, и в этом неслучайном - через полвека - выборе кроется, быть может, ответ на вопрос, кого наша гостья видит в качестве путеводной вокальной звезды.
На концерте же в Мурманске, столице самого северо-западного региона России, афроамериканке с блеском подыгрывал питерский квартет Алексея Черемизова (фортепиано) в составе Андрея Половко (тенор-саксофон), Николая Затолочного (контрабас) и Гария Багдасарьяна (ударные). В лучших традициях джазового мейнстрима певица не тянула одеяло на себя, а, обозначив тему, отдавала ее на откуп поочередно солировавшим инструменталистам. Публика в Мурманске в джазе подкованная, она прерывала композицию аплодисментами после каждого инструментального импровиза.
- Не первый раз в Мурманске, и опять в зале слушатель теплый и понимающий, - заметил в нашем разговоре после концерта Алексей Черемизов.
- Особенно, Алексей, тепло принимали вашу неожиданную аранжировку «Summertime» Гершвина. Ведь песенка-то зааранжирована до синевы!
- Это не наша интерпретация! Это Гейл буквально заставила нас на репетициях принять свой вариант, разучивала партии с каждым…
Видно, неплохих специалистов готовит колледж искусств в Сиэтле, на самом северо-западе США. Вот только искренней задушевности голоса нигде на свете не научишься. «Эмоции - это валюта джаза!», - обронила однажды Гейл Петтис ключевую фразу.
Хочется добавить: валюта, не подверженная девальвации, какие бы ветры ни дули сегодня по обе стороны Атлантического океана.
Опубликовано в "Мурманском вестнике" 23.03.2016 г.
Павел Вишневский