Всегда показательно, как мужчина отвечает на вопрос о возрасте своего маленького ребенка или внука. Большинство сначала задумываются, а потом неуверенно начинают тянуть что-нибудь типа: «Да около двух, наверное. Или нет, два с половиной, что ли. В общем, мелкий еще!». Народный артист России Сергей Никоненко возраст своего любимого внука Петьки выпалили без запинки - пять и восемь! Приди в голову фантазия уточнить до дня - уверена, и тут бы ответ последовал незамедлительно. Артист, недавно побывавший в Мурманске, с удовольствием признает, что общение с внуком составляет нынче главное удовольствие его жизни и одаряет множеством впечатлений. Они вместе то клады на морском берегу ищут, то жучков в микроскоп разглядывают, то стихи разучивают. А уж в стихах Сергей Петрович знает толк - северянам он представил большую программу «Божья дудка», посвященную творчеству поэта Сергея Есенина.    

Дворик Пушкина, Есенина и Блока

Есенин - давняя страсть артиста. Ему довелось сыграть поэта в одном из художественных фильмов - тогда, несколько десятилетий назад, сам Никоненко был очень похож внешне на нынешнего своего кумира. Но некое родство с ним будущий артист ощутил еще в своем далеком детстве.

- В доме моих родителей находится квартира, в которой в свое время часто бывал Есенин, - рассказал Сергей Петрович. - А тот московский арбатский дворик, в котором я вырос, вообще уникальный. Второго такого нет ни в Москве, ни в России вообще. Его создают дома, отмеченные присутствием знаковых для нашей страны фигур. В одном, выходящем фасадом на Арбат, три года прожил Пушкин. В другом квартировал Андрей Белый, которого Есенин называл своим учителем. В третьем останавливался, бывая в Москве, Блок. Это же какие величины! Так что мне, считаю, повезло, в таком месте родиться. Хотя по нынешним меркам квартира была так себе - коммуналка на двадцать пять соседей. А жили прекрасно, дружно, и никаких проблем я не помню.

Из этого самого двора Никоненко шагнул в жизнь артиста. Сначала учеба на актерском факультете, потом на режиссерском, роли в кино. Их были десятки, если не сотни. А нынче большинство вспомнит его прежде всего по роли Колобка - полковника Гордеева из сериала «Каменская». Сам актер в этом ничего особенного не видит, роль и сам сериал считает весьма достойными. Особенно же нахваливает партнеров по фильму, например, Елену Яковлеву, находя для нее самые лестные слова - «потрясающая Леночка».

Ему вообще повезло всю жизнь прожить в окружении людей, которых нынче знает и любит вся страна. Однокурсники - Лидия Федосеева, Жанна Болотова, Евгений Жариков, Галина Польских. Учитель - Сергей Герасимов. Друзья-приятели - Василий Шукшин, Никита Михалков...

- У меня была легендарная раскладушка, - улыбается Сергей Петрович. - Легендарна она не своей страшно неудобной советской конструкцией, а тем, что за люди на ней ночевали. Многим ведь негде было устроиться в Москве. Шукшин долго скитался. Вот на ней довольно часто он и находил приют. Никита Михалков попросился «на одну ночь». Потом говорит - ты не против, если я останусь до субботы? В общем, месяцев восемь прожил у меня. Конечно, мне повезло, я это прекрасно понимаю. Хотя в молодости такие вещи до меня доходили туго, как до жирафа. Например, рассказы Шукшина. Я с удовольствием их читал, смеялся, хвалил автора. Но писателем его не считал. Даже в голову не приходило: писатель - это ведь что-то такое далекое и великое, а Вася - вот он, рядом, весь свой, простой. И тут я читаю в «Новом мире» его рассказ «Материнское сердце». Кстати, то, что его печатали в таком серьезном журнале, как «Новый мир», меня тоже почему-то не впечатляло. Я уж задним числом подумал - там мэтрам главный редактор порой в публикации отказывает, а Шукшина печатают. «Сердце» меня потрясло. Встретил его потом на студии, говорю - да ты писатель, Вася! Я, наверное, был последним, кто ему это сказал, все уж давно признали его талант.


«Божья дудка»

Никоненко снимался у Шукшина в фильме «Странные люди», играл Ваську-чудика, одного из ключевых персонажей. Вспоминает, что часто делился с режиссером своими мыслями по поводу роли, привносил что-то свое в эпизоды. Именно Василий Макарович посоветовал ему - а ты займись режиссурой сам. Никоненко выучился, потом поставил два фильма по шукшинским произведениям - «Елки-палки» и «А поутру они проснулись».

- Мне нравятся характеры шукшинских персонажей, - говорит Сергей Петрович. - Они сложные - причесанные и непричесанные, щедрые и прижимистые, строптивые и покладистые.

В Заполярье Никоненко бывал много раз. Впервые 47 лет назад, снимался в Североморске. В этом же городе он побывал пару лет назад. Признается, что почти и не узнал его - так разительно все изменилось. Разве что гастроном на улице Сафонова оказался в целости и сохранности... А есенинская программа, которую актер на этот раз привез в Мурманск, существует уже несколько лет. В ней звучат любимые стихи под музыкальный аккомпанемент. Автор названия «Божья дудка» - сам поэт, так он называл себя.

- Есенин прекрасно осознавал меру своего таланта и место в русской литературе, - считает Никоненко. - Я увлекся его творчеством после роли. Как-то само стало получаться, что во всем видел связанные с Есениным знаки. Захожу в букинистический магазин - глаза останавливаются на книгах его друзей и недругов, его современников. Стал собирать вещи, связанные с именем поэта. Так и возникла мысль создать его музей в том самом домике в арбатском дворе.


Новый гений? В 2014!

Есенинский культурный центр существует уже более пятнадцати лет, в нем тысячи экспонатов. А Никоненко теперь гордится, что его поздравляют с Днем музейного работника - заслужил. Вещи в музей попадали разными путями - их дарили, покупали, находили. Есть есенинский котелок, есть бритвенный прибор поэта. Все проходит тщательную проверку на подлинность. Однако это не останавливает людей, стремящихся впихнуть центру фальшивки. Порой такие случаи иначе как анекдотом не назовешь.

К примеру, в одном из интервью Никоненко рассказывал, как на родине поэта, в селе Константиново, где он снимался, местный мужичок забулдыжного вида пытался продать ему «карандаш Есенина». Мол, им он стихи свои писал. Все опознавательные знаки на карандаше мужичок предусмотрительно затер. «И что, находятся те, кто верит?» - поинтересовался Никоненко. «А то!» - с гордостью ответил продавец. А порой только глубокое знание предмета спасает от приобретения фальшивки. Так было, когда музею предложили якобы письма поэта. Подделку Никоненко опознал по почерку - оказывается, у поэта в разные годы он был разным. Не совпали также даты, другие детали.

- Сейчас я с особым чувством жду 2014 года, - поделился одной своей теорией актер. - По моим субъективным подсчетам, в этот год в России должен появиться еще один поэтический гений. В 1814 году было опубликовано первое произведение Пушкина. В 1914-м первое стихотворение Есенина напечатали в журнале. Как знать, может, есть в этом смысл, и 2014-й тоже сработает? Надо бы напрячь знакомых литераторов, чтобы следили за публикациями - должно, должно где-то блеснуть!

Сергей Никоненко главным счастьем своей жизни считает то, что он всегда работает. Значит - нужен, востребован. Телефон не умолкал никогда, и нынче продолжает трезвонить: есть новые предложения, проекты. И непрочитанные сценарии лежат дома, ждут. Теперь чаще приходится играть дедушек, улыбается актер.

А в последнем фильме ему досталась роль даже не дедушки, а практически библейского старца. Персонажу пятьсот лет, это собирательный образ русского старца. Второй старец - татарский, в исполнении Сергея Шакурова. Рабочее название фильма «Сокровища озера Кабан», возможно, скоро мы его увидим.

Впрочем, оптимизм и деятельный характер Сергея Никоненко убеждает в том, что встреч со зрителями у него впереди еще много.
Юлия МАКШЕЕВА

Автор фото: Сергей Ещенко

Опубликовано в "Мурманском вестнике" 16.03.2013 г.

газета «Мурманский вестник»