Закулисные события, произошедшие накануне одного из концертов фестиваля классической музыки «Музыкальное приношение», по прошествии времени вспоминаются даже с некоторым юмором. Но тогда организаторам было не до смеха. 

 

Виолончелист Глеб Степанов выступает вместе с Мурманским филармоническим оркестром.

«Великий дирижер! Не могу дождаться» - такое восторженное сообщение пришло на сайт филармонии от мурманского меломана. В ней самой также с нетерпением ждали приезда итальянских музыкантов - дирижера Джузеппе Монополи и певицы Антонеллы Пишителли, которые, несомненно, должны были придать концерту филармонического оркестра особый колорит, изысканность и шарм. В общем, ждали праздника. И ничто, как говорится, не предвещало…

Но накануне первой репетиции администратора филармонии разбудил ночной звонок из Вены: у музыкантов возникли неожиданные проблемы с визой, и вовремя вылететь они не могут. До концерта оставалось всего пять дней… В этой ситуации самым логичным было бы отменить его. Но заместитель директора Елена Завалиенко, пережившая за годы работы в филармонии не одну экстремальную ситуацию, решила не сдаваться. Вспомнилось, что один из приглашенных фаготистов, петербуржец Александр Иванов, имеет вторую специальность - дирижер. Несколько лет работал в Якутии - создал там симфонический оркестр, с которым даже гастролировал в Москве. Имеет и опыт постановки оперных и балетных спектаклей... Чем черт не шутит?

Иванова, уже сидевшего на чемодане перед вылетом в Мурманск, предложение сменить амплуа, мягко говоря, ошарашило. Вот так вот - с листа? Он взял паузу на обдумывание. Авантюра… Но почти все билеты проданы, концерт не только входит в программу фестиваля, он - участник Культурной олимпиады «Сочи-2014», даже в Москве будут ждать отчет… В общем, в понедельник, как и было запланировано, оркестр провел первую репетицию с дирижером.

Однако сюрпризы на этом не закончились. Из-за отсутствия певицы буквально на ходу пришлось частично менять и программу. И тут на помощь пришел солист Глеб Степанов, предложивший исполнить Концертное аллегро для виолончели с оркестром Карла Давыдова, благо выступление было посвящено юбилею великого виолончелиста Мстислава Ростроповича. На другой день на пультах оркестрантов уже лежали распечатанные в срочном порядке ноты, присланные из Москвы. Заметьте: ноты произведения, которого они никогда раньше не исполняли.

Итак, ждали только приезда двух солистов. Но в небесной канцелярии, видимо, решили от души повеселиться. Пианист Дмитрий Онищенко, который должен был исполнять с оркестром сложнейший рахманиновский концерт, опоздал на самолет… И когда добрался до Мурманска, то времени оставалось всего лишь на одну репетицию с оркестром. Любой понимающий суть дела человек скажет, что это крайне сложная ситуация.

В общем, судьба вставляла в колеса все палки, какие можно представить. И все-таки в назначенный час дирижер поднял свою палочку. Она оказалась сильнее.

…Всего несколько человек сдали билеты, узнав, что итальянские музыканты не приедут. И пожалуй, прогадали - концерт прошел блестяще и оказался одним из самых ярких музыкальных впечатлений последних месяцев.

Фестиваль классической музыки «Музыкальное приношение» состоялся в Мурманске уже в седьмой раз. Он давно стал ожидаемым событием для заполярных любителей классической музыки и приобрел высокую репутацию у столичных музыкантов.

Надо заметить, филармония с приходом к руководству Виктории Чачиной стала не только организатором (наряду с музыкальной школой № 1), но и полноправным участником фестиваля. Что, безусловно, сделало его программу жанрово более разнообразной. К сольным концертам исполнителей добавились выступления оркестра и даже детские дневные концерты.

Например, в течение нынешнего фестиваля, продолжавшегося два месяца, состоялось девять концертов - на все вкусы и возрасты: сольные выступления выдающихся российских исполнителей - гитариста Юрия Нугманова, аккордеониста Александра Поелуева, пианистов Рувима Островского и Андрея Диева; вечера вокальной музыки ученицы Эдуарда Хиля, изысканной питерской певицы Любови Исаевой и знаменитого баса, солиста Большого театра Владимира Маторина. Украсили программу два концерта Мурманского филармонического оркестра под управлением австралийца Алана Кука и уже знакомого нам Александра Иванова. Изюминкой фестиваля стало первое в Мурманске исполнение знаменитой симфонической сказки Сергея Прокофьева «Петя и Волк» для маленьких слушателей.

Всего на концертах «Музыкального приношения» побывало более двух тысяч северян. Об их впечатлениях говорят многочисленные отзывы: «Интеллигентно, высокопрофессионально, с большим вкусом… Безупречно все: звучание гитары и голоса Ю. Нугманова и Л. Исаевой, манера держаться, костюмы. Спасибо!»

«Великолепное выступление! Очень жаль, что исполнители такого масштаба, как В. Маторин, не часто к нам приезжают».

«А. Диев - превосходный пианист. Отточенное, филигранное исполнение, ощущается рихтеровская манера игры».

«Так играют в раю! Спасибо!»

И все же, пожалуй, самым искренним и благодарным слушателем остается директор первой музыкальной, организатор фестиваля Сергей Сорокин. Без его колоритной фигуры, без его мощного «браво», перекрывающего самые громкие аплодисменты, кажется, невозможно представить ни одного концерта «Музыкального приношения». А эмоциональность, горячность, с которыми он рассказывает о нем, своем любимом детище, вызывают искреннее уважение.

Приглашать исполнителей, способных украсить любую сцену мира, Сорокину помогают обширные творческие связи и репутация гостеприимного хозяина. Знакомые музыканты, профессора консерваторий всегда готовы рассказать о всем самом интересном в мире музыки. Например, как-то известный домрист Александр Цыганков привез Сергею Владимировичу записи оркестра с солистом Владимиром Маториным. И он загорелся: какой прекрасный голос! Два года шли переговоры.

- У него колоссальный гастрольный график, он занят везде, поет все басовые партии, великий человек, - объясняет Сорокин. - Четыре года я работал над тем, чтобы пригласить Андрея Диева, одного из лучших пианистов мира! А аккордеонист Александр Поелуев? Это Мацуев по уровню, по технической одаренности - что-то феноменальное! Он играет на аккордеоне Паганини и Листа и понимает эту музыку не хуже пианистов. Рувим Островский - тончайший музыкант с фантастическим музыкальным мышлением!

Сергей Сорокин высоко оценивает помощь администрации города в организации фестиваля. И хотя финансовые проблемы все же сдерживают полет фантазии, планы на будущее у него, можно сказать, наполеоновские. Например, пригласить выдающихся пианистов Дениса Мацуева и Николая Луганского.

Филармония же предполагает нарушить строгую классичность следующего фестиваля звуками аргентинского танго в исполнении полюбившегося северянам блестящего баяниста Айдара Гайнуллина, а также бандонеониста Александра Митенева. Мурманский филармонический оркестр впервые выступит под руководством аргентинца Рамиро Ариста, а также уже известного нашим землякам эксцентричного норвежца Эспена Селвика.

Ольга ДАНИЛОВА

Фото Юрия ТУРКИНА
Опубликовано в "Мурманском вестнике" 18.04.2012 г.

газета «Мурманский вестник»