Так считают артисты из Армении, побывавшие на фестивале «Северная Камерата».

В заполярной столице завершился первый международный фестиваль камерных ансамблей «Северная Камерата». В течение недели наши земляки получили возможность побывать на пяти концертах, послушать выступления известных коллективов и солистов, насладиться классической музыкой в исполнении профессионалов.

Учитывая большой успех фестиваля, организатор — областная филармония — решила проводить его и впредь. А значит, нас ждут встречи как с новыми артистами, так и с теми, которые запомнились по нынешней «Камерате». К числу последних, безусловно, принадлежат гости из Армении — трио имени Хачатуряна, в составе которого Армине Григорян (фортепиано), Карен Шахгалдян (скрипка) и Карен Кочарян (виолончель). Они дали два концерта — в областном центре и Мончегорске.

— Я был рад вернуться в Мурманск, где выступал уже не раз, — отметил Карен Шахгалдян. — У вас хорошая публика, которая внимательно и с интересом относится к классической музыке. Нынче это становится уже редкостью. По моим ощущениям, классическая музыка все меньше востребована в мире, все хуже продается. Этого слова — продается — не стоит избегать: на мой взгляд, совершенно очевидно, что такую музыку надо продавать, как и любую другую, как любой другой вид досуга. К сожалению, конкуренция в этом секторе очень велика, а телевидение пропагандирует совершенно иные варианты отдыха. К тому же во всех странах ситуация различна — если в Западной Европе давно привыкли слушать классику, то, скажем, в странах постсоветского пространства эта традиция с развалом Советского Союза оказалась почти утрачена.

На долю Армении выпали нелегкие испытания в последние десятилетия — природные катаклизмы, политические проблемы. Было не до музыки. Однако, по словам артистов, уже началось возрождение культуры, восстановление того, что оказалось потеряно. Участники трио кроме творческой и концертной деятельности ведут огромную просветительскую работу: выступают не только в столице, но и в регионах своей страны, проводят мастер-классы со студентами и школьниками. Армине Григорян увлечена еще одним важным делом — она руководитель Дома-музея известного армянского композитора Арама Хачатуряна.

— Музей был создан в 1978 году, — рассказала Армине. — А я работаю там с 2004-го. Он расположен в самом центре Еревана, в особняке, где жил Хачатурян. Маэстро большую часть своего времени проводил в Петербурге и Москве, там работал, преподавал, выступал. Однако его связи с малой родиной никогда не прерывались, и он сам высказал пожелание, чтобы его музей был создан именно в Ереване. Вообще, именно петербургские музыканты в советское время много сделали для развития музыкальной культуры в Армении, связи между Ереваном и Питером были очень сильны. Когда распалась единая страна, эти взаимоотношения рвались очень болезненно. Это общая проблема для всех бывших республик, мы как будто оказались в вакууме. У нас был один менталитет, одна система ценностей, которая оказалась утрачена. Сейчас у Армении появилось больше возможностей для связей с Европой, в том числе в сфере культурного взаимодействия. Это, конечно, плюс. Но для нас важно приезжать с концертами в Россию — это как возвращение к традициям.

Впрочем, гастрольный график музыкантов очень плотен. За свою уже достаточно долгую историю — коллектив образован в 1999 году — трио побывало во многих странах Западной Европы, в США, Мексике, Арабских Эмиратах. Репертуар очень широк, в нем не только камерная классическая музыка. Артисты стараются пробовать себя в разных жанрах и направлениях — исполняют произведения армянских композиторов, тесно сотрудничают с современными авторами. По мнению музыкантов, для скрипки, виолончели и фортепиано написано не так много произведений, поэтому стараются поспособствовать тому, чтобы их стало больше. На счету ансамбля несколько премьер новых сочинений, причем некоторые были созданы специально для этого коллектива. Трио также записывает диски, на которых представлены как сольные партии, так и концерты коллектива.

Особое внимание музыканты уделяют участию в фестивалях — их слышала публика «Шубертиады» в Лозанне, международных фестивалей в Коста-Рике. Многие выступления отмечены наградами. Например, Армине Григорян удостоилась необычного приза за свое яркое выступление в Риме — ей вручили медаль от палаты депутатов Вечного города.

— На этом смотре я выступала вместе с дочерью, — улыбнулась Армине. — Ей 21 год, она тоже пианистка. Я увидела, что у вас в филармонии есть два рояля и подумала — не приехать ли нам в Мурманск с дочкой? В отличие от Карена Шахгалдяна я здесь впервые, и мне тоже понравилось. Очень хорошо, что на Севере проводится такой большой фестиваль, прекрасно, что вы поддерживаете камерную музыку.

— Для нас особенно почетно принять участие именно в первом фестивале, — поддерживал коллегу Карен Шахгалдян, — поскольку такие встречи закладывают основу всей дальнейшей работы. Мы много ездим и по России. Основываясь на личных впечатлениях, хочу отметить, что у вас работают не просто профессионалы, но еще и увлеченные музыкой люди. Немало городов, где руководство филармоний просто сдает зал в аренду заезжим гастролерам, и лишь раз в год для галочки на сцене звучит классика. Люди просто не понимают, что в первую очередь себя лишают перспектив — если не пропагандировать классическую музыку, ее перестанут слушать. И кому тогда будут нужны филармонии? Поверьте, мурманчанам на самом деле повезло, они живут в очень музыкальном городе.

Юлия МАКШЕЕВА
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 19.11.2010

газета «Мурманский вестник»