— На Хабарова могут и не прийти, а на Визбора придут обязательно! — так подытожил нашу вчерашнюю беседу бард Юрий Хабаров. Он приехал из Петербурга, чтобы завтра, 20 сентября, выступить в областной филармонии с музыкально-поэтической программой «Полярное кольцо Юрия Визбора».

Хабаров отлично помнит день, когда впервые в жизни услыхал песню Визбора. Летом 1967 года мончегорский школьник поехал в пионерский лагерь, и там вожатые в первый же вечер после отбоя затянули вполголоса под гитару таинственную взрослую песню «Ты у меня одна...»
— А первая песня о наших краях?

— Ты знаешь, логичнее было бы указать на культовую балладу «На плато Расвумчорр не приходит весна», которую Визбор написал еще в 1961 году в поезде Мурманск — Москва. Но мне подвернулась гибкая пластинка из журнала «Кругозор» с «Окраиной земной» и «Тремя минутами тишины». Детско-юношеский интерес тогда к его песням вырос до небес. У меня даже есть шуточные стихи:

Север стал
притягателен,
как говорят,
Песням
Юрия Визбора
благодаря.

Для воскресного концерта в филармонии Хабаров целенаправленно отобрал из обширнейшего наследия классика только вещи, так или иначе связанные с Кольским полуостровом. Их набралось девятнадцать, в том числе пяток совсем малоизвестных. А ведь Хабаров имеет одну из богатейших в России коллекций грамзаписей поющих поэтов.

Собственные песни он петь не собирается. Зато стихи свои почитает. Впрочем...

— Свои стихи на фоне Визбора? Слишком сильно сказано! — осаживает меня Хабаров. — Просто некие рифмованные мостики, чтобы обозначить целостность замысла, это еще куда ни шло.
Нынешний год отечественные барды называют двойным визборовским: на него пришлось две даты — 75 лет со дня рождения и четверть века со дня смерти одного из основателей жанра. По необъяснимым психологическим причинам лирика Визбора именно в последние годы бьет рекорды популярности на многочисленных бардовских фестивалях, коих в России проходит ежегодно более 400 (четырехсот!) штук.

Юрий Хабаров — бард действующий, после переезда из Мурманска в Питер активно концертирующий по городам и весям страны. Он вспоминает:

— В июне меня пригласили на визборовский фестиваль «Киземские струны». Кизема — поселок в Архангельской области, куда Визбора распределили после окончания Московского пединститута. В маленькой школе он преподавал литературу, географию и физкультуру, а уж оттуда его призвали в армию, в Кандалакшу. Так он и попал в полярное кольцо. Кстати, на этом фестивале впервые услышал его двадцатилетнюю внучку Варю. Как изумительно поет дедовы песни!

Много чего визборовского осталось в сухом остатке после полувека кипения на Руси бардовских страстей. А концентрат из девятнадцати его хибинских, арктических, тралфлотовских, североморских, кандалакшских, мурманских песен по питательности не уступает и иным полным собраниям сочинений.

Павел ВИШНЕВСКИЙ
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 19.09.2009

газета «Мурманский вестник»