«На концерт «Терем-квартета» все билеты проданы» — таким аншлагом в минувшее воскресенье встречала Мурманская филармония припозднившихся слушателей. Точно такое же объявление пришлось вывешивать здесь и в прошлом году. Почти легендарна эта питерская четверка!

Возмутители спокойствия
Главная, пожалуй, отличительная черта этих четырех инструменталистов — глубокое чувство музыкального юмора. В прошлом году Андрей Константинов и Алексей Барщев (домры), Андрей Смирнов (баян) и Михаил Дзюдзе (контрабас-балалайка) привезли в Мурманск свою вполне традиционную программу — винегрет из шутливых обработок классики от Бетховена до Чайковского, заправленный острыми фольклорными специями от «Камаринской» до «Цыганочки».
Возмутителей филармонического спокойствия музыка ХХ века знавала предостаточно. В 60-е годы гремел скандальной славой американский оркестр Кокомо (полусимфонический-полуэстрадный состав из музыкантов академического образования!), буквально плясавший на костях Шуберта, Бетховена, Рахманинова и других великих. Твист из обжаренной на углях «Лунной сонаты» — далеко не самое экзотическое блюдо из их меню. А ведь гонялись, да еще как гонялись за их магнитофонными записями юные выпускники мурманских музыкальных школ, способные отличить на слух не только «Дип Перпл» от «Лед Зеппелин», но и Баха от Оффенбаха.
Переслушиваешь сейчас те старинные записи Кокомо и удивляешься: с чего это мы кипятились и восторгались на публике? Примитивное убыстрение темпа хрестоматийных произведений да пулеметный треск барабанной установки, не более того.
«Терем-квартет» из другого теста. Делать просто переложения классики под ансамбль народных инструментов — дело нехитрое, но петербургская четверка соединяет, казалось бы, несоединимое.
Знакомая до боли соната или фуга незаметно и чертовски гармонично переходят в не менее знакомую русскую плясовую и обратно. И все это не с ухмылкой, а с улыбкой. Добавьте сюда виртуозное владение инструментами, несомненный композиторский дар и актерский шик в поведении на сцене — и аншлаги «Терема» не то что в Мурманске, но и по всей Европе не удивят.

До и после
На этот раз полюбившиеся мурманчанам исполнители привезли новую программу, навеянную музыкой из старых кинофильмов. И снова успех, но рецепт его известен многим современным музыкантам.
Подпусти ностальгического душка — и редкий российский слушатель не поведет носом. Измученная реалиями третьего тысячелетия публика готова устроить овацию еще до концерта, просто глядя в программку: мелодии из фильмов «Берегись автомобиля», «Семнадцать мгновений весны», «Укрощение огня», «Мужчина и женщина», «Неуловимые мстители».
Программа-то новая, но замысел ее навеян музыкантам, на мой взгляд, одной их старой, но до сих пор поражающей слух вещью. Уже десять лет в репертуаре «Терем-квартета» композиция «Никулиана», посвященная доброму киногению Юрию Никулину. Но наконец-то я услышал ее не в записи, а живьем. Мороз по коже. Мотивы из никулинских искрометных кинокомедий переплетены талантом четырехглавого композитора в грустный венок. Самый тонкий юмор именно таков — со скупой и невидимой миру слезой.
А в целом, в сравнении с предыдущим концертом программа выглядела уже попроще, без иронических заездов в классику. Но и сравнивать в общем-то не очень корректно: в прошлом году мы перелистали своего рода «Избранное», а в этом — очередной, десятый или двадцатый, том из полного собрания сочинений.
Главное же и самое интересное началось после концерта.

Музыка — мировая!
Отыграв на «бис», музыканты запросто вышли в фойе филармонии к публике. Раздавали автографы на программках и на дисках, специально захваченных почитателями, предвидевшими такую возможность. Несмотря на свою европейскую, да уже и мировую славу, четверка «Терем-квартета» оказалась общительной, доброжелательной, без тени звездных замашек.
А затем музыканты вновь пригласили заинтересованных лиц в зал и, усевшись на край сцены, принялись отвечать на вопросы специалистов. Именно специалистов. Педагоги детских музыкальных школ и студенты колледжа искусств (все как один учат и учатся игре на народных инструментах) расспрашивали питерских знаменитостей битый час. Интересовало все: от истории происхождения их штучных инструментов до методики совместного сочинительства. Но это так, семечки. Как сочиняется музыка ни один автор в здравом уме не ответит.
Выяснилась удивительная подробность. Оказывается, в городе на Неве почитатели создали общественную организацию — «Друзья «Терем-квартета». Проводят конкурсы инструменталистов как среди детей, так и среди взрослых. Ближайший детский «Теремок» пройдет в декабре. А в марте грядет международный конкурс инструментальных ансамблей, учредитель которого — «Терем-квартет». Все присутствующие получили приглашения участвовать в предварительном отборочном туре по видеозаписям. Кстати, призовой фонд конкурса — более 40 тысяч евро, свои немалые гонорары от зарубежных записей и концертов «теремчане» тратят в том числе и на популяризацию народных инструментов.
— А как называют жанр, в котором вы играете, за границей? — спросил кто-то.
— Просто «world music», то есть «мировая музыка», — ответил домрист Андрей Константинов. — Все народные, этнические, фольклорные ансамбли там проходят под таким общим жанровым обозначением.
«Как все просто! — подумалось мне. — Квартет обычных русских инструментов, а музыка у него — действительно мировая!»

Павел ВИШНЕВСКИЙ, газета «Мурманский вестник» от 08.10.2009 года.

газета «Мурманский вестник»